воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Сегодня будет маскарад!


Предновогодняя суета и подготовка сулит ожидание счастливых праздников, в организациях готовятся к корпоративам, а где-то грядут настоящие балы с переодеваниями и маскарадом. Сегодня в воскресной рубрике я тоже предлагаю нам отправиться на бал-маскарад лермонтовских времен.

Средь шумного бала...
У меня в руках книга Р. М. Кирсанова «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века». И очень интересный взгляд автора на драму Лермонтова «Маскарад». 
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
              Пушкин А.С.
Читая об истории балов и маскарадов, я подумала, что мы, предвкушая вечеринки с загадками и новогодними перевоплощениями-переодеваниями, не далеко ушли от своих предков, которые тоже любили балы и загадочные маскарады.
Первый бал в России состоялся в Москве еще на свадьбе Лжедмитрия и Марины Мнишек.
Возобновил балы Петр I, и с тех пор они стали любимы и почитаемы и в столицах, и в провинциях Российской империи.
Прообразом будущих балов стали петровские ассамблеи - собрания с танцами. Их стали проводить в Петербурге и Москве ещё в 1717 году в домах российской знати и служили они не только средством увеселения – «для забавы», но также местом «для рассуждения и разговоров дружеских».
Затем, в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, ассамблеи полностью вытеснили балы и балы-маскарады.
Г.Г. Гагарин. Бал у княгини М.Ф. Барятинской, 1830-е гг.
В жизни русского общества прошлых веков бал имел большое значение, так как позволял человеку проявить себя в своеобразных обстоятельствах.
Вот что писал Ю. Лотман о русских балах: «бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, — областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись... С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации, одной из немногих форм дозволенного в России той поры коллективного быта».
Особой формой увеселительного бала был маскарад.     
Степень свободы поведения его участников значительно расширялась возможностью скрыть свое лицо и фигуру под маской и маскарадным костюмом.
Первые маскарады в России начали устраивать по европейскому подобию еще в XVIII веке. Классическим образцом может служить маскарад «Торжествующая Минерва», состоявшийся в феврале 1763 года по приказанию Екатерины II и подробно описанный в научной литературе. 
Торжествующая Минерва олицетворяла царицу Екатерину

Подобные маскарады устраивались по определенному сценарию, разыгрывались актерами и не таили в себе никаких неожиданностей, кроме сюрпризов красочного представления. Такие маскарады на заданную тему всегда заканчивались торжеством добродетелей и поруганием пороков.
В. Суриков. Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы
Со временем характер маскарадов изменился. Уже в екатерининскую эпоху было дано разрешение на публичные маскарады, на которые в масках и костюмах могли прийти все желающие: и дворяне, и простолюдины. Такие маскарады получили особое распространение в XIX веке. 
Участники такого маскарада, скрыв под маской свое лицо, а социальный статус под необычным для своего сословия костюмом, получали возможность хотя бы на несколько часов освободиться от обычной социальной роли и вести себя, как заблагорассудится.
Костюмы на балах были весьма разнообразны. Вот что сообщает дочь скульптора Ф. Толстого: «Рассказывали также, что маскарады в доме Ивана Васильевича напоминали собою сказки Шехерезады. Все костюмы гостей его были буквально залиты драгоценными каменьями и бриллиантами... У маменьки моей этих великолепий не было, и поэтому она и не показывалась на эти празднества. Но раз как-то папенька, желая повеселить свою молодую супругу, придумал сделать себе и ей из разноцветной глянцевитой бумаги костюмы двух фарфоровых саксонских кукол — пастушка и пастушки, так чтобы их платья, шляпы, цветы и все аксессуары были из одной только бумаги, и костюмы брали бы одной только верностью подражанию саксонскому фарфору и своею оригинальностью! Папенька с маменькой сами склеили эти костюмы, нарядились в них и поехали на маскарад к Кусову... Приехали и своею красотою и новизною выдумки разом затмили бриллианты, шелки и бархаты. Успех был полный!».

М.Лермонтов. "Маскарад".
Художник А.Рейпольский
Снимаем маски, или Кто такая Нина: авантюристка или жертва?
Пляшут дети в ярком свете.
Обернулся — никого.
Лишь, виясь, пучок конфетти
С легким треском бьет в него.
«Злые шутки, злые маски»,
— Шепчет он, остановясь.
Злые маски строят глазки,
В легкой пляске вдаль несясь.
Ждет. И боком, легким скоком, —
«Вам погибнуть суждено»,
— Над хозяйкой ненароком
Прошуршало домино.
Задрожал над бледным бантом
Серебристый позумент;
Но она с атласным франтом
Пролетает в вихре лент.
       А. Белый
Неоднократные цензурные запреты на постановку и печатание драмы Лермонтова «Маскарад» связывают с тем, что в основу литературного произведения положено действительное событие. Наибольшим успехом в первой трети XIX века пользовались маскарады у В.В. Энгельгардта (1785 — 1837) в Петербурге в доме №30 на углу Невского проспекта и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Эти маскарады посещались и членами императорской фамилии.
Лермонтов прямо указывает на место действия одного из эпизодов драмы: 
«Рассеяться б и вам и мне не худо.
Ведь нынче праздники и, верно,
маскерад у Энгельгардта...».
«Там женщины есть... чудо... – сообщает один из героев драмы князь Звездич Арбенину. – И даже там бывают, говорят...».
Этот намек на самых знатных посетительниц маскарадов Арбенин прерывает словами: «Под маской все чины равны. У маски ни души, ни званья нет, есть тело...» Понятно, почему III Отделение вознегодовало и настоятельно требовало изменения именно этих строк и запретило пьесу связи с выпадами, недопустимыми по «дерзости против дам высшей знати». 

Как уже было сказано выше, гостем публичного маскарада мог оказаться кто угодно. Поэтому маскарад стал местом, где человека ожидали любые события, в том числе и трагические. Дама, переодевшись в костюм пастушки, должна была быть готова к тому, что к ней отнесутся как к простолюдинке.
Под капюшоном разноцветного домино, маской смерти или рыцарским забралом нельзя было узнать обидчика. Со временем это привело к тому, что посещение маскарада могло скомпрометировать женщину, дать повод к сплетням и поставить ее в двусмысленное положение. Маскарадные происшествия обрастали слухами.
Исходя из того, что публичный маскарад мог оказаться даже опасным для дамы светской и честной, автор по-новому для меня оценивает образ и поведение Нины из драмы Михаила Юрьевича.
«Обычно Нину, главную героиню драмы, показывают, как несчастную жертву случайного стечения обстоятельств, ведь Арбенин мог бы и не узнать, что его жена была на маскараде, если бы не оброненный ею браслет. Однако не надо забывать, что несколько часов веселья с риском быть узнанной и опороченной требовали от женщины, решившейся поехать на маскарад без защитника, особых черт характера, не проявляющихся в обычной жизни.
Нужно было заказать маскарадное платье так, чтобы никто не знал, в каком наряде предполагает находиться на балу дама, — иначе она может быть опознана. Затем незаметно переодеться и отправиться туда, где можно сбросить с себя привычную социальную маску и прожить несколько часов в иной роли, дающей возможность говорить дерзости и выслушивать их. По окончании маскарада предстояло так же незаметно вернуться. Нина Арбенина проявила себя как человек, способный к риску и решившийся на него. Ведь при встрече с мужем Нина уже снова в своей обычной роли и ничего в ее внешности и манерах не говорит о том, что она способна играть и другую роль».
И далее об искусстве переодеваний: «Сейчас нам кажется непонятным, как можно не узнать хорошо известного и даже близкого человека только потому, что на нем непривычный костюм или полумаска. В современной жизни это случается крайне редко. Психология восприятия в прошлом веке основывалась на иных признаках индивидуальности. Для нас это черты лица, знакомый силуэт или походка. В прошлом веке переодетого человека действительно могли не узнать; если его костюм менял социальный статус — его просто не замечали».
… Уже после смерти поэта, в 1843 году великий русский актер П. Мочалов пытался добиться разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис, но ему это не удалось. Почти в полном виде (с небольшими цензурными купюрами) драма впервые увидела свет рампы лишь в 1862 году.
Друзья, неожиданный взгляд на образ лермонтовской героини, правда? А что вы думаете об образе Нины?
А у вас будут новогодние корпоративы? Вы «поедете на бал?» J
История одной постановки
В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814—1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад».
Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. 
«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке "Маскарада", которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, "заданного", как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:
Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость...
По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к "Маскараду". Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и "новой", и "хорошей", иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.
В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно "услышал" тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...»
Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году (по другим источниками — в 1944-м).
В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.
А я предлагаю вам насладиться вальсом из «Маскарада» в исполнении этого прекрасного девичьего оркестра...

Желаю вам отличного
предвновогоднего настроения!
И отличной рабочей недели –
недели праздников и новогодних вечеринок
и последней полной недели в этом году!

18 комментариев:

  1. О, бал-маскарад - это мечта! У нас в школе будет пиратский Новый год, костюм готовлю... Люблю новогодние праздники!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Взрослые тоже, как и дети, ждут новый год и надеются что он будет лучше предыдушего. Желаю отлично повеселиться, Анна Анатольевна!

      Удалить
  2. Тема бала на слуху. думаю, желание девушек хотя бы на свадьбе надеть пышное платье в пол - оттуда)

    И про то, как художник "слышит" тему.Ну чудо ведь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, композитор "услышал" свое будущее творение во время сеанса художнику, наверное в этом что-то есть...
      Ира, прекрасного тебе предпраздничного настроения!

      Удалить
  3. На бал-маскарад я бы непременно!
    А вот корпоративы... Не мое;)
    Да, сейчас мы, конечно, узнаваемы во всех костюмах;)- в былые времена мы любили шкодничать на эту тему, и причем, не только в новый год..)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, Света, если тебя переодеть в великосветскую даму с платьем в пол, со шлейфами и плащами-накидками разными, надеть маску и какие-нибудь перья там, изменить голос, тебя бы родные не узнали!
      А что мешает пошкодничать сейчас? Ведь впереди столько праздников! С наступающими тебя!

      Удалить
    2. Ох.. даже если не просто маску, а вообще лицо другое сделать, голос изменить, меня узнают)) потому что в моем ближайшем окружении друзей я уже скомпрометировала себя как маскарадница:))
      А что, действительно, сейчас мешает?... Надуманная сУрьезность?...)
      Надо подумать над этим вопросом!)

      Удалить
    3. Света, ты отлично себя скомпрометировала! Всем бы так!
      Ну а че, подумай конечно, может образ новый найдешь, в котором не узнают.)))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина! На бал собрались? Ну, молодцы! А почему бы нет?! Если душа просит...
    Интересная публикация, спасибо! С наступающим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, а то! Ну какие наши годы! И вас с наступающим Новым годом!

      Удалить
  5. Хочу на бал!
    Ох, как же хочется закружиться в безумном танце, скрывая лицо под маской!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, похоже у нашей лермонтовской героини Нины Арбениной есть союзники)
      И это здорово! Отличного предпраздничного настроения!

      Удалить
  6. А у нас завтра у старшеклассников тоже намечается бал-маскарад. Надеюсь увидеть интересные костюмы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, как здорово! Уверена, ребята будут неподражаемы! И где мои 17 лет? )))

      Удалить
  7. Как Менделеев во сне увидел свою знаменитую таблицу, так и Хачатурян на сеансе у художницы "услышал" тему - удивительно! Меня эта способность человеческого мозга поражает.
    К балам и маскарадам как-то не очень тянет. Если есть желание скрывать свою личность, значит что-то нехорошее на уме). Ну этим нашим предкам просто надо было расслабиться наверное)), жизнь была сложной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вам предпраздничный день! Вы правильно подметили, Елена, что скрывают свое лицо не просто так...
      Но в человеке наверное, тяга к интригам и авантюризму никогда не пропадет)
      Вдохновение ...? Откуда оно приходит к мастеру, это, конечно, тайна. Главное, что мы наслаждаемся его плодами. Музыка прекрасна, в первый день, как я опубликовала этот пост, она мне ночью приснилась... Бывает же такое?
      С наступающим вас Новым годом!

      Удалить