пятница, 9 июня 2017 г.

Легенда дома Романовых, или Тайны прекрасной самозванки


«Самое прекрасное, что мы можем испытать – это ощущение тайны. Она – источник подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, а глаза его закрыты»
                                    А. Эйнштейн
"Княжна" Тараканова
Она считается одной из самых загадочных и притягатель­ных фигур XVIII века с его дворцовыми переворотами, коло­ритными героями, альковными тайнами и самозванцами. Она с лёгкостью меняла имена, страны и любовников, слала пись­ма турецкому султану и ватиканскому кардиналу, называла родным братом казацкого вождя Пугачёва и заставила поволно­ваться саму Екатерину II. Прекрасную княжну обеспечивал польский магнат, а немецкий владетельный граф готов был на ней жениться, но никто так и не узнал тайну её проис­хождения. И даже в каземате Петропав­ловской крепости она предпочла смерть признанию вины. Неудивительно, что её биография обросла много­численными легендами.
Княжна Тараканова... Кто же она? Авантюристка и искательница приключений или наивная жертва, поверившая в любовь, в свое высочайшее предназначение и жестоко обманутая?
Прекрасная «княжна»

«Она юна, прекрасна и удивительно грациозна. У нее пепельные волосы, как у Елизаветы, цвет глаз постоянно меняется — они то синие, то иссиня-черные, что придает ее лицу некую загадочность и мечтательность,и, глядя на нее, кажется, будто и сама она вся соткана из грез…»
                   Граф Валишевский
  
   B октябре 1772 года в Париже объявилась молодая очаровательная женщина. Она остановилась в роскошной гостинице на острове Сен-Луи и жила на широкую ногу, о чем вскоре узнал весь Париж. Ее окружали толпы прислуги. Рядом всегда находились барон Эмбс, которого она выдавала за своего родственника, и барон де Шенк, комендант и управляющий.
   Приезд таинственной иностранки привнес в жизнь парижан необычайное оживление. Она открыла салон, рассылала приглашения, и на них охотно откликались.
Сцена их спектакля Челябинского драматического театра

   Сказать по правде, публика у нее собиралась самая разношерстная: так, среди представителей знати можно было встретить торговца из квартала Сен-Дени, которого звали попросту Понсе, и банкира по имени Маккэй. 
   Очень частым гостем салона и его прекрасной хозяйки был и польский дворянин граф Огинский. Он прибыл в Париж, чтобы просить французского короля помочь его многострадальной Польше.
Михаил Огинский
   Госпожа Франк, Шель, Тремуйль, Алина, принцесса Азовская, Али Эмети, княжна Владомирская... У нее было множество имен.   Именем же «княжны Таракановой» сама она никогда не пользовалась, его присвоил самозванке французский дипломат Жан Анри Кастера в своей книге «Жизнь Екатерины II, императрицы российской», а вслед за ним — Гельбиг и другие писатели. Под этим же именем она фигурирует в художественной литературе.
   Версиям о «предварительной подготовке» самозванки противоречит тот факт, что «княжна» долгое время имела разные легенды: была и принцессой и княжной, далеко не сразу приняв образ наследницы российского престола. Рассказы же о своём происхождении она постоянно меняла, очевидно, в соответствии со своим очередным «имиджем», и, вероятно, в реальности сама не знала о нём.
   Предположениям о её происхождении из низов противоречили явно незаурядное образование и воспитание: манеры, такт, знание языков. Также, по свидетельствам современников, она живо интересовалась искусством, прекрасно разбиралась в архитектуре и живописи, рисовала и играла на арфе.
   Довольно любопытное описанием нашей героини принадлежит перу князя Голицына: «Насколько можно судить, она — натура чувствительная и пылкая. У нее живой ум, она обладает широкими познаниями, свободно владеет французским и немецким и говорит без всякого акцента. По ее словам, эту удивительную способность к языкам она открыла в себе, когда странствовала по разным государствам. За довольно короткий срок ей удалось выучить английский и итальянский, а будучи в Персии, она научилась говорить по-персидски и по-арабски».
Загадка происхождения


«При естественной быстроте ее ума, при обширных по некоторым отраслям сведениях, наконец, при привлекательной и вместе повелительной наружности, нет ничего удивительного, что она возбуждала в людях доверие и благоговение к себе»

Письмо князя Голицына императрице

В 1774 году «княжна», поддерживаемая польской Барской конфедерацией и князем Карлом Радзивиллом, объявила себя дочерью русской императрицы Елизаветы и Алексея Разумовского, рожденной от их тайного брака, и претенденткой на российский престол. Себя она называла «Елизаветой II», а Емельяна Пугачева – своим «посланцем и братом» – Петром III.
Императрица Елизавета Петровна
Граф Алексей Разумовский

   Она заявляла, что Елизавета I передала ей права на престол, а Петра III обязала воспитать царевну, однако немилосердный монарх отправил ее в сибирские леса, откуда под покровом ночи она бежала в столицу донских казаков. Ее преследовали и пытались отравить, поэтому ей пришлось бежать в Персию, где она жила в роскоши и занималась с педагогами. Удивительным было то, что она рассказала подробности семьи Романовых, известные лишь немногим, и имела какие-то секретные документы.
   Пытаясь заручиться поддержкой влиятельных людей, отправилась в Венецию, затем в Константинополь, потом оказалась в Рагузе.
   Современники высказывали самые разные предположения. Одни считали ее дочерью нюрнбергского булочника или пражского трактирщика, но сама она эти слухи с возмущением отрицала, говоря, что никогда не была в Праге. Да и ее образованность, знание нескольких языков, ум и манеры выдавали в ней знатное происхождение. Кроме того, много говорили о ее черкесском, турецком и персидском происхождении. Эту экзотическую даму большинство считало полькой знатного рода. Князь Долгоруков считал ее польской еврейкой, а князь Голицын склонялся к тому, что она немка, потому что авантюристка владела немецким языком, как родным.
   Верила ли она сама в свою придуманную историю? Или умело лгала? Это остается загадкой.
Жертва «царской охоты»

«…велите к тому прибавить, что никто ни малейшего не имеет сомнения о том, что она авантюрьерка, и для того вы ей советуйте, чтоб она тону убавила и чистосердечно призналась в том, кто её заставил играть сию роль, и откудова она родом, и давно ли плутни сии примышлены»
Из письма Екатерины II князю Голицыну
  
   В то же время в России пристально заинтересовались интересной особой, претендующей на святая святых. Екатерина, права которой на русский престол были довольно шаткими, приказала немедля «схватить бродяжку» и доставить в Россию.
   По ее высочайшему повелению Алексей Орлов, командующий русской эскадрой на Средиземном море, сумел соблазнить и заманить «Елизавету II» на корабль. 24 мая 1775 года она была доставлена в Петербург.
   Любовная история прекрасной самозванки и красавца русского графа привлекала своим романтическим началом писателей и художников. О ней писали и говорили, о ней слагали легенды, и сегодня уже никто не знает, что правда, а что вымысел.
   Усилия правительства по сохранению в тайне всех обстоятельств дела самозванки только способствовали распространению самых невероятных слухов о её судьбе. Существует версия похищения, по которой «княжну» заманили в Ливорно под предлогом заключения брака между ней и Орловым. Свадьба была инсценирована на флагманском корабле, и венчал их якобы Осип де Рибас, переодевшийся в священника.

   Версия венчания на корабле нашла отражение в пьесе Зорина «Царская охота», а позднее — в одноимённом фильме, снятом по ней в 1990 году режиссёром Виталием Мельниковым.
   В главных ролях отличный актерский состав – красавица Анна Самохина, харизматичный герой-любовник советского кино Николай Еременко, и легенда кинематографа Светлана Крючкова.




… Княжна была помещена в Петропавловскую крепость и подвержена допросам с пристрастием, однако ни в чем не признавалась. И даже изнурительная болезнь (она болела чахоткой), которая в плохих условиях тюрьмы отнимала последние силы, не сломала ее – она твердила одно и то же. Когда стало понятно, что душа еле теплится в больном теле, ей предложили священника любого вероисповедания, она выбрала православного, но и он не узнал тайну происхождения самозванки. Возможно, она и сама этого не знала и искренне верила в то, что она и есть внебрачная дочь Елизаветы.


Письмо самозванки к императрице


«Елизавета», родив Орлову сына, умерла от чахотки, а слуг, с которых взяли обет молчания, Екатерина II отпустила на родину. Самозванку похоронили тайно в ночь на 5 декабря 1777 года во дворе Алексеевского равелина Петропавловской крепости и  могилу сровняли с землей. В истории, литературе и народных преданиях покойную часто называли «княжной Таракановой». Но эту фамилию носила совсем другая женщина.
Жертва наводнения,
или Тайна картины Флавицкого

«…Ты бьешься, как билась княжна Тараканова, когда февралём залило равелин»

                      Б. Пастернак
 

В 1864 году на художественной выставке была представлена ставшая впоследствии знаменитой картина художника Константина Дмитриевича Флавицкого «Смерть княжны Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге в 1778 году».
В. В. Стасов, известный критик того времени, высоко ценивший картину, назвал полотно Флавицкого: «чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи». Картина была приобретена Павлом Третьяковым для его коллекции уже после смерти художника. Сюжетом для картины послужило предание о гибели Таракановой во время наводнения в Санкт-Петербурге 21 сентября 1778 года. На полотне изображён каземат Петропавловской крепости, за стенами которой бушует наводнение. На кровати, спасаясь от воды, пребывающей в зарешеченное окно, стоит молодая женщина. Промокшие крысы выбираются из воды, подбираясь к ногам узницы. За картину «Княжна Тараканова» художнику Константину Флавицкому было присуждено звание профессора исторической живописи.
Романы и исследования о княжне Таракановой были очень популярны в то время. Их авторы пытались разгадать, кто же она была – мошенница, авантюристка или несчастная принцесса? Флавицкий рассчитал верно: такой сюжет привлечет публику. Картина наделала много шума.
«Он изображает княжну Тараканову, как невинную жертву, как жертву деспотичного режима, – рассказывает сотрудник Государственной Третьяковской галереи Татьяна Юденкова, – кроме того одна из версий гласила, что княжна Тараканова была вдобавок беременна, и это усилило мелодраматический, сентиментальный характер, который складывался вокруг этой работы».
Помимо темы, здесь много и «художественных» приманок. Растерзанная женщина в темной, мрачной камере, утопающая в жутком изумрудном потоке, ужасала современников Флавицкого. Для них это был настоящий хоррор. Ведь триллеров в то время ещё не было.
«Краюха хлеба поломанная, обглоданная не скажу, но поломанная, чарка деревянная с водой, и конечно, эти мышки, крысы, которые изображены на первом плане, поражали современников, потому что это не предмет для изображения исторической картины, безусловно, – говорит Татьяна Юденкова, сотрудник галереи, – образ княжны Таракановой уравнен вот с этими мышками. Эта аллегория, безусловно, интересовала».
Но, несмотря на интерес к картине, сразу же выясняется несоответствие ее реальности: та княжна Тараканова, о которой шла речь тихо скончалась и похоронена в декабре 1777 года. Что же за женщина изображена на картине? Вот одна из версий.
Во время следствия по делу «Елизаветы II» выяснилось, что где-то в Европе скромно и ни на что не претендуя живет еще одна женщина, которая имеет гораздо больше прав на российский престол, чем Екатерина II и «покойная княжна Тараканова», а именно – подлинная дочь Елизаветы и Алексея Разумовского – Августа. Даже имя у нее соответствующее – «августейшая», что вполне достойно дочери русской императрицы.
 

Елизавета, опасаясь за судьбу своей дочери после смерти, приказала вывезти Августу из России. Туда же был вывезен племянник Разумовского Дараган, и молодых людей стали называть «князьями «Дараган», что потом трансформировалось в «Таракановых».

И хотя несчастная княжна Тараканова не объявляла себя наследницей русского трона, Екатерина опасалась, что кто-нибудь (хоть те же поляки), используя эту женщину, затеют новую смуту. И она попросила своего бывшего фаворита Григория Орлова, когда-то собственными руками задушившего ее мужа Петра III, разыскать и привезти в Россию Августу Тараканову. Это было в июле 1778 года, а уже через два месяца Орлов вернулся с тридцатидвухлетней Августой. Она то и была помещена в Петропавловскую крепость, где через пару месяцев, по известной версии, стала жертвой страшного наводнения 1778 года. Возможно, именно ее изобразил на своей картине К.Д. Флавицкий. Однако и эта версия уязвима.
Августа Тараканова. Необыкновеннная судьба
«Она, как светоч, над всеми парила»
    Инокиня Елизавета о Досифее
Г. Сердюков
Портрет неизвестной
Есть сведения, что Августа не погибла во время потопа, так как ее буквально накануне наводнения по приказу Екатерины перевели в безопасное место – в Шлиссербургскую крепость.
В 1785 году в Ивановский монастырь в Москве была помещена новая монахиня Досифея.
 Она проводила жизнь в посте и молитве согласно монашеским обетам. По словам монастырского причетника и московского купца Ф.Н. Шепелева, старица Досифея была среднего роста, худощавая, но сохраняла на лице своем «черты прежней красоты; ее приемы и обращение обнаруживали благородство ее происхождения и образованность».
Для нее построили специальную келью в две комнаты с изразцовой печью и прихожую для прислужницы. Стол ей был положен особый: обильный да изысканный. Говорить с ней никому, кроме игуменьи не разрешалось. Она получила право пользоваться не только монастырской библиотекой, но и светскими книгами. На ее содержание отпускались большие суммы из казначейства.
А когда в 1810 году она умерла, то похоронили ее не как обычных монахинь (в Ивановском монастыре), а в Новоспасском – в древней усыпальнице бояр Романовых.

Ивановский монастырь


При погребении присутствовали высокопоставленные особы. Историк ХIХ века И.М. Снегирев рассказывал, что существовал и портрет инокини Досифеи, хранившийся в настоятельских кельях Новоспасского монастыря. На обратной стороне портрета была надпись: «Принцесса Августа Тараканова, в иноцех Досифея, постриженная в Московском Ивановском монастыре, где во многих летах праведной жизни скончалась и погребена в Новоспасском монастыре». 
 
Инокиня Досифея

 «Духовное мужество в смиренном принятии резкой и внезапной перемены судьбы, способность в тяжелых обстоятельствах поступить по-христиански, воспринять крест, полное отречение от мирской власти и от мира, полная отдача себя воле Божией, хождение крестным путем до конца и обретение на этом пути свободы и святости – все это явила преподобная старица Досифея в полноте. Духовный плод своей святой жизни и добрый пример для подражания ее вере и жизненному подвигу она оставила нам в наследие» (Инокиня Илария (Харченко)
… А что же картина? Эту историю художник Флавицкий вряд ли мог знать. Но то, что наводнение в Петропавловской крепости случилось уже после смерти самозванки в камере от туберкулеза, известно было многим. Вскоре после написания этой картины 35-летний Флавицкий умирает от чахотки. Но и на этом трагедии и мистика, связанные с фигурой Таракановой, не заканчиваются. Во время съемок немого фильма про неё в 1919 году простужается и умирает актриса, игравшая княжну, – Вера Холодная. Эту сцену гибели во время наводнения уже отсняли.
… Из всех версий о княжне художник выбрал самую романтичную. По специальному распоряжению Александра Второго в каталоге указали – «Сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины».
Источники:
Дамаскин И.А. 1000 необъясненных загадок / и.а. Дамаскин. – М.: Астрель, 2005. – 286 с.: ил.
Мельников-Печерский П. И. Княжна Тараканова и принцесса Владимирская // Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1963. — Т. 6. — (Библиотека «Огонёк»).
Данилевский Г. Княжна Тараканова / Г. Данилевский. – Киев : Днипро, 1987.
О художниках и картинах 
 





6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Сколько тайн сейчас открывается! А я всегда считала, что княжна Тараканова тихо скончалась в неизвестности... Спасибо за интересный пост -историческое расследование!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, так бы оно и было, если бы не сама загадочная личность самозванки и желание членов императорской семьи сохранить в тайне эту историю... Людмила Федоровна, спасибо за комментарий!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Спасибо за интересный пост! Читала с удовольствием, есть факты о которых я не знала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, о "княжне" знала с детства, но о настоящей Таракановой-дочери Елизаветы тоже не знала раньше. Рада, что доставила удовольствие!

      Удалить
  3. Ирина Витальевна! Как интересно! Спасибо за интересный рассказ! Сколько еще загадок в русской истории!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Великая история великой страны, Ирина Михайловна... Сама не перестаю удивляться, сюжеты достойны пера романиста! Спасибо, что заглянули!!!

      Удалить