пятница, 20 октября 2017 г.

Память о счастье

Картинки по запросу с пятницей осенней
Так приятны осенние пятницы: ведь в город пришла золотая осень! Очей очарование, как сказал поэт. 
Не долго думая, наша Пятнашка сбежала в парк. Догуливает последние теплые осенние деньки. Очевидно, решила, что Пятница сегодня обойдется и без нее. Я ее понимаю, в это восхитительное время прогуляться по паркам и скверам одно удовольствие...



Чистяковская роща

Парк Солнечный остров
Мой район ранним утром тоже вдыхает запах осени...
Красота возле нашего дома)

Деньки еще стоят теплые, расчудесные. Но скоро зарядят дожди и совсем похолодает ... 

А ты, протрясшись в автобусе, простояв в пробках и намокнув, прибегаешь с работы домой, мозги набекрень. Испытывая единственное желание - зарыться в плед и отвлечься от дневных забот... Ведь осенние вечера очень короткие...
Ну, что у нас сегодня на десерт к чашке чая? Ах, да. "Цветы для Элджернона".

Книга для дождливых вечеров
«Нет ничего более печального, чем память о счастье» 
          Неизвестный автор
К отзыву об этой книге шла долго. Сложная книга. 
Нет, читать её легко. Простой слог, интересный сюжет, неординарный формат... Но за этой лёгкостью скрывается такая невыносимо тяжёлая правда… История печальная, очень проникновенная, честная, пронзительная...
Эта книга входит в обязательную программу американских школьников. Единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награжден сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом. Да и не фантастика это вовсе. Вернее, сюжет-то фантастический, но отношения между людьми – жизненные, вполне реальные.
Первые мои представления о книге с таким романтическим названием, с мышонком под зонтиком – книга о любви. Но не все так просто.
Открываю страницу, а там… Сразу мысль: я забыла русский язык? Оказывается, это дневник парня, страдающего слабоумием. Есть ощущение, что пишет мальчик дошкольного возраста, а не взрослый мужчина. Настолько его язык беден и скуден, а грамматика, орфография и пунктуация далеки от идеала. Чарли пишет так же, как и слышит.


Дневник  - это самое сокровенное. Мысли и чувства, которые обычно прячут. И на самом деле такой подход потрясающий. Возможно, если бы роман велся от третьего лица, не было бы такого глубокого проникновения в данную историю, а роман не отличался бы таким ярким психологизмом. 
В споре с судьбой победителей нет...
... Он имеет работу, дом, досуг… Чарли Гордон не похож на других, но эти другие могли бы у него поучиться. Поучиться отношению к миру и людям, доброте, любви… Его нельзя не полюбить. Светлый и искренний с «душой наизнанку». Он не стесняется своих чувств, не боится быть глупым. Он любит мир, любит своих друзей и готов сделать для них всё.
Но не все так называемые «друзья» отвечают Чарли той же монетой. Насмешки, издевательства, унижения, злые розыгрыши… Чарли не понимает, что над ним смеются. Он словно ребенок доверяет людям.
В детском возрасте он переживает из-за нелюбви матери. Наивный, он хочет быть хорошим для нее. Но «...не в его силах заставить маму снова полюбить его...».
Может быть, поэтому он мечтал стать умным, чтобы нравиться людям. И вдруг, кажется, это может быть возможным! Ученые провели эксперимент-операцию над мозгом мыши по имени Элджернон, и готовы «сделать умным Чарли».
«Доктор штраус сказал што у меня есть то што очень харашо. Он сказал у меня есть мативацыя. Ни когда в жизни не знал што она у меня есть. Я не знаю што это такое и от куда она взелась но он сказал што у Элджернона она тоже есть. У нево мативацыя от сыра каторый ложут ему в ящик. Но она не может быть только от этово патамушто я на этой неделе не ел сыра». 
Казалось бы – такой шанс для парня!
Но – надо ли? Надо ли вмешиваться в божий промысел? Стоит ли эксперимент того, что бы превратить пусть недалекого, но бесконечно доброго, светлого парнишку в мечущегося, несчастного, одинокого индивидуалиста-гения? Вот в чем вопрос. И об этом книга.
«Я даже не знаю, что хуже: не знать, кто ты и быть счастливым, или стать тем, кем ты всегда хотел быть и чувствовать себя одиноким».
История Чарли Гордона обладает поразительной психологической силой и заставляет задуматься над общечеловеческими вопросами нравственности: имеем ли мы право на подобные эксперименты? И какова цена гениальности? А одиночества? На вопросы, которые поднимали еще М. Булгаков в «Собачьем сердце» и Дж. Лондон в «Мартине Идене», Дэниел Киз дает свой однозначный ответ.
Нельзя завоевать любовь...
Сцена из спектакля Юрия Грымова
Роман несомненно стоит того, чтобы быть прочитанным и не раз, потому что при новом чтении будет открываться что-то абсолютно другое, ранее не замеченное. И каждый раз он будет открываться с новой неизведанной стороны. Уже сегодня просматриваются многие темы, проблемы, о чем стОит размышлять и спорить.
Например, об отношении общества к инвалидам. О родительской нелюбви и воспитании в семье. Людской зависти. Об ученом мире: самоутверждении за счет других людей, псевдогуманных целях, за которыми кроется желание прославиться. О любви, ее поисках и стремлении быть любимым.
Заинтересовали отзывы на эту книгу: каждый читатель нашел в ней что-то свое.
Очень понравилась мысль одной девушки: «Попробовала понять для себя, зачем понадобилось Чарли становиться умным, ведь, казалось, что у него было всё необходимое для жизни: работа, друзья, досуг. Он был вполне счастлив. Однако, как мне кажется, главной его мотивацией стало завоевать любовь окружающих и самого себя к себе. Потому что изначально самые близкие люди отвергли его, мать не принимала его таким, какой он есть, а значит, не любила. Он не мог осознать, что же он плохого сделал ей. Оказывается, ничего. Получается, что единственные люди, которые видели в нем личность, - это отец, дядя Герман и Алиса, сочувствующая его состоянию. Таким образом, изначально уже его мотивация была неверна и задача чисто теоретически обречена на провал. Потому что завоевывать любовь неправильно и невозможно».
А вот еще мнение: «человеку, рождённому и воспитанному в стране, где люди с высоким IQ, сильные, смелые … не находят себе места, эта тема кажется далёкой. Наверное поэтому и книга и фильм американские. Дойдем до их уровня жизни, может и сможем также добро и светло рассуждать на эту тему». Как вам?
Что лично меня волновало в книге... Сам процесс перерождения Чарли. Вот он уже знает основные правила правописания и понимает, где поставить тот или иной вид пунктуации. Он вспоминает свое прошлое, начинает видеть в людях тех, кто они есть на самом деле. 
"Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума. Ярость моя происходит из того, что я вспомнил, как сам был клоуном".
От неуклюжего письма с ошибками к заносчивым, слишком умным рассуждениям - но это все он же, та же личность, просто пелена спала, и он многое начинает понимать...
"Больше мне нечего было сказать ни ей, ни другим. Никто не смотрел мне в глаза. Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за УМ и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?" 
И вот уже профессора ему кажутся нелепыми в своих потугах сделать научное открытие с помощью "подопытного кролика" Чарли и мыши Элджернона. 
"В вашем университете разум, образование, знания – все обожествляется. Но я знаю то, чего вы все не заметили: голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша".
Да и знает он уже настолько больше их, что ставит профессоров в тупик.
"Окружающие кажутся мне теперь совсем другими. Каким же глупцом надо было быть, чтобы всех профессоров чохом причислять к гигантам мысли! Мало того, что все они лишь самые обычные люди, они еще и одержимы страхом, что остальной мир поймет это".
Со временем развитие достигает своей кульминационной точки – и мир встречает гения.
А этот гений находит сам ошибку в научных расчетах…

О том, как Чарли, уже будучи "умным", отыскивает своих родных,  сестру, отца и мать, я прочла в немом оцепенении, настолько психологически сильные эти строки в романе. 
Герой встречается с матерью. Чтобы она узнала, КАКИМ он стал. Возможно, чтобы понять, почему она отказалась от него. Понять почему она его не любила - невозможно...
"– Мама, – прошептал я. – Не бойся меня и выслушай! Пойми, я уже не тот, что был раньше… я изменился… я нормальный человек… Понимаешь? Я больше не слабоумный… я не кретин. Я – как все, как ты, как Матт, как Норма… Мне сделали операцию, и я стал другим, каким ты меня всегда хотела видеть. Читала про это в газетах? Это новый научный эксперимент, который повышает умственные способности человека, и я стал первым! Пойми же меня! Почему ты так на меня смотришь? Я стал умным, умнее, чем Норма, дядя Герман или Матт! Я знаю вещи, которых не знают даже профессора в университете! Скажи мне чтонибудь! Ты можешь гордиться мной и рассказать про меня всем соседям! Тебе больше не нужно прятать меня в подвале, когда приходят гости! Поговори же со мной! Расскажи, как я был маленьким! И не бойся меня! Я ни в чем не виню тебя, просто мне надо узнать побольше о самом себе, пока еще не поздно! Я не смогу стать полноценным человеком, пока не пойму самого себя, и ты – единственная в мире, кто может мне помочь! Впусти меня. Посидим вместе".
… Здесь будет и любовь, очень сильная, очень чистая. И даже просто секс с немного странной, сумасбродной, необычной женщиной, которой нет дела до условностей, порядка в доме и собственной жизни. Словом, за тот короткий промежуток времени, когда Чарли становится новым Чарли, он проживает целую жизнь.

И остается человечным. Ведь недаром у романа такое название.
Пособие о человеческих чувствах 
Конечно, такая известная знаковая книга не могла остаться без экранизаций. Их было несколько. Я смотрела две.
В 1968 году в США был снят фильм «Чарли». За этот фильм актёр Клифф Робертсон был награждён «Оскаром» Сценарий фильма  получил награду «Золотой глобус».
В 2006 году во Франции был снят фильм «Цветы для Алджернона» с Жюльеном Буаселье и Элен де Фужроль в главных ролях.
В обоих фильмах мне немного не хватило яркости и особой проникновенности книги. Чарли в первом мне нравится больше - он именно такой, каким я себе представляла. Доброе, милое старое кино. 

Второй фильм более жесткий, что ли. Поумнев, Чарли уже не то наивное дитя, любящее весь мир, он действительно становится эгоистичным и жестоким. Очень отдаленно напоминает книгу.

Но тем не менее,фильмы смотреть стОит. 
А можно прослушать рассказ. 
И, напоследок, еще немного отзывов читателей, которые зацепили, не меньше, чем сам роман. 
 «И все-таки, как же так, что Алису, свою любовь, Чарли забыл, а Элджернона – нет».
«Эта книга одновременно и порадовала, и опечалила меня... вызвала бунт демонов, что были долгие годы надежно заперты в недрах моей души... непрошеные горькие воспоминания...»
«ЧтО может сделать простодырый мальчишка, который никому ничего не сделал плохого, в нашем мире, где каждый - сам за себя? Неужели он так многого хочет, наш Чярли-Чарли Гордон - стать умным и завести друзей?»
«Читать или не читать книгу - дело ваше. Одно лишь скажу - будь те готовы ко многим вещам, что, например, история Чарли и Элджернона перевернет ваше мировоззрение. А может быть и нет, всё останется как всегда, прочитали и забыли. Иначе, примерно предполагая, какое именно количество людей прочитало книгу-бестселлер за 61 год (книга была издана в 1954 году), поневоле задумываешься - если СТОЛЬКО людей восхищается данным произведением, то почему, чьерт побьерри, в нашем мире практически ни-че-го не меняется?.. Ибо бесполезно менять мир сверху, надо всего лишь начать с себя... но за шестьдесят с годиком лет, повторюсь, мало что изменилось...»
«Честно? Я так и не смогла в полной мере проникнуться величием и многогранностью данной книги, охватившей многие грани - от общественного мнения до последствий родительского воспитания, ибо меня на протяжении чтения всех страниц от и до не покидали совершенно другие мысли - почему? Почему?? Почему??? - почему эта книга - типа шедевр, призванный изменить человека, показать ему, как и что и многое другое... и - ни-че-го НЕ меняется". 
"Неубедительный шедевр, который положено прочитать для «галочки», затем влиться в стройный хор тех, кто восхваляет данную книгу, и... пойти дальше по своим делам. Жить как все. Локтями и руками распихивать тех, кто мешает тебе урвать лакомый кусочек - будь то место в очереди в поликлинике, последняя пироженка на витрине или заманчивая ступенька в твоей карьере».
«Да, книгу к прочтению я рекомендую - как великолепную историю о том, что раньше считалось классной фантастикой, а теперь - просто как нагляднейшее пособие о человеческих чувствах».
Прочитайте книгу. Проживите это время с Чарли. И, возможно, ненастная осенняя погода вам покажется только небольшим происшествием, полным желто-оранжевого тоскливого очарования в череде жизненных буден...
С ПЯТНИЦЕЙ, ДОРОГИЕ МОИ!
ЖЕЛАЮ ВАМ ОСЕНЬ, ПОЛНУЮ ЛЮБВИ, ТЕПЛЫХ КРАСОК,
ЗАПАХА КОФЕ И ХОРОШИХ КНИГ!
Картинки по запросу с пятницей осень

20 комментариев:

  1. Ирина Витальевна, спасибо за чудное осеннее настроение (которое принес ваш пост) и за хорошую книгу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,спасибо! Книга на самом деле хорошая, рекомендую!

      Удалить
  2. Добрый день, Ирина Витальевна! Книгу прочитала несколько лет назад, случайно купила на отдыхе - не могла оторваться от книги весь день, пока не дочитала! История очень трогает тонкие струны сердца... Присоединяюсь к рекомендации!
    Приятных Вам осенних выходных!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, рада, что разделяете со мной впечатления о книге! У нас в библиотеке на нее очередь, и главным образом эту книгу спрашивает молодежь, что очень радует!

      Удалить
  3. Про книгу уже читала отклики, слышала неоднозначные отзывы и про фильмы. Не знаю, пока не смогла прочитать полностью, хотя несколько раз собиралась. Попробую еще
    Ирина Витальевна, в очередной раз убеждаюсь, умеете Вы легко и просто передать свое настроение читателям. Спасибо за пост, за отклик, за осень

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, сначала и я не могла себя заставить начать читать. Но потом увлеклась, до сих пор хожу под впечатлением и считаю, что это одна из самых сильных книг, которые я читала за последнее время. Согласна с мнением, что книгу нужно ввести в школьную программу и учить детей добру и пониманию. Для педагогов и воспитания незаменимая вещь.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Какая красивая у Вас осень! А у нас уже половина деревьев без листьев! Обещают на выходных ночные заморозки! Самое время под теплый плед и за книгу! Спасибо за этот чудесный пятничный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна,обязательно под плед с "Цветами для Элджернона" в руках! ;)

      Удалить
  5. Книгу читала, фильм смотрела. Последний проигрывает книге.
    Осенние фото чудесные. Чего нам в НАО не хватает,так это клёнов)

    ОтветитьУдалить
  6. Ирина, добрый вечер!
    Спасибо за пост, за настроение. Очень хорошо написано, "цепляет" и хочется немедленно книгу прочитать и фильм посмотреть. Люблю "Пятнашку" и жду каждую пятницу новых постов...
    Удачи, добра, сердечного покоя и душевной радости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмилочка,твое мнение мне очень дорого. Искреннее, доброжелательное, профессиональное... Спасибо, дорогая! Доброй осени!

      Удалить
  7. Ирин, фото осени потрясающе красивые! Спасибо!
    Книгу читала, к рекомендациям присоединяюсь. Всё - от формы до содержания заставляет переживать, думать, переосмысливать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, ты не поверишь, ходили в парк новый, что возле стадиона. И хоть там все по-европейски и стиль, и вкус, и все облагорожено, а все равно - не очень впечатлил. (И с собаками нельзя!). А рядом с домом дикие поля бывшие колхозные: и вот эту чудную бардовую осеннюю листву дочь сняла там. Намного красивее, чудеснее и дышится легче..

      Удалить
  8. Ирина, привет!
    Что-то я пропустила этот пост.
    В прошлом году приобрела в свою библиотеку эту книгу. Отрекламировала. Тоже очередь выстроилась. Но пока не слышу от читателей своих диких восторгов. Думаю, для более взрослой аудитории она, чем мои читатели.Читали её дети примерно 14-15-летние.
    Спасибо за такой обширный отзыв)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлан, да, я думаю, для такого возраста книга сложновата. У нас студенты читают ее. С другой стороны - в школе проходят классику, которая далеко не для юного возраста... Только с годами понимаешь ее... Наверное, главное - заронить в детские души благодатное зерно, с годами - прорастет...

      Удалить
  9. Ирина, вот скажу банальную фразу, но состояние именно такое-мороз по коже! Особенно, когда в ролике звучит музыка и фразы, фразы...Спрошу эту книгу в библиотеке. Почему-то вспомнились роман Фолкнера "Шум и ярость" и фильм "Человек дождя"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ирина Ивановна, так давно читала Фолкнера, надо бы перечитать, спасибо, что напомнили. А Фильм совсем не смотрела, один из выходных посвящу просмотру. Спасибо вам за советы!

      Удалить
    2. Ирина, Фолкнер- сложноват, на мой взгляд. А фильм "Человек дождя" смотрела не один раз( в гл.ролях-Т.Круз,Д.Хоффман.)

      Удалить