пятница, 13 марта 2020 г.

Еще одна история любви

Замечательный день сегодня, пятница, да еще тринадцатое!
И совсем ничего не значит то, что я салат пересолила – это соль сама рассыпалась! 
И кофе убежал с утра... Ну, подумаешь... А в обычные дни не убегает что ли? 
Пожалуй, на сегодня хватит кухонных экспериментов, пока квартиру не спалила…😂
Давайте лучше сходим в театр. В оперный. А что так тяжко вздыхаете? 

Вот и дочь моя также… Сама бы она точно не догадалась на столь крутые эксперименты. Хотя, классику любит: балет, например. Но оперу… Как сказал один из киногероев – если с первого раза полюбишь оперу, то это будет любовь на всю жизнь. Вот и у меня так случилось… И это была «Травиата» Джузеппе Верди. Первая моя опера, на которую я попала в возрасте в 15 лет в Таллине: спасибо моей учительнице химии и классной руководительнице за то, что организовала этот культпоход для класса. С тех оперный театр – моя вечная любовь.

Мари
«Если куртизанке и случится полюбить, то эта любовь, которая вначале является как бы прощением, почти всегда становится для нее наказанием. Нет прощения без искупления…»
Александр Дюма-сын
Время неумолимо меняет понятия о женской красоте. На тех представительниц прекрасного пола, что пленяли воображение современников, следующее поколение смотрит порой с равнодушием. Однако красота и очарование – все же вещи разные... С потускневшего портрета на нас смотрит женщина, которую, быть может, не назовешь красивой. И все-таки она несказанно очаровательна. Прелесть ее – в меланхолическом взгляде и чуть поджатых, словно от горечи, губах.
Это была необыкновенная женщина. Ее боготворили Эжен Сю и Чарлз Диккенс, Ференц Лист и Александр Дюма-сын.
«Представьте себе на чудном овале лица черные глаза и над ними такой чистый изгиб бровей, как будто нарисованный; окаймите глаза длинными ресницами, которые бросают тень на розовые веки, нарисуйте тонкий, прямой нос, со слегка чувственными раскрытыми ноздрями; набросайте правильный ротик, прелестные губки которого прикрывают молочно-белые зубы; покройте кожу бархатистым пушком – и вы получите полный портрет этой очаровательной головки», - писал А. Дюма. Но, возможно, он был пристрастным ценителем красоты Мари. Потому что любил... Но обо всем по-порядку.
Эта женщина, Роза Альфонсина Плесси, предпочитавшая именовать себя Мари Дюплесси, была всего лишь куртизанкой, яркой бабочкой в сонме парижских дам полусвета.
В эпоху благоденствия и мира, когда по словам литературного критика Жюля Жанена "молодая Франция была осыпана всеми дарами ума, таланта, красоты и богатства", в Париже в доме номер 11 по бульвару Мадлен жила юная покорительница сердец самых богатых и известных молодых людей, законодательница мод, всегда одетая с царственной роскошью и разъезжавшая в голубой карете.
Прожив до пятнадцати лет в деревне и не ведая, что такое башмаки, она научилась держать себя с исключительным достоинством. Понимая поэзию и музыку, была интересным собеседником, общалась с выдающимися людьми своего времени – Альфредом де Мюссе, Эженом Сю, Ференцем Листом.
Молоденькая гризетка, ставшая модной содержанкой, Мари Дюплесси переходила от одного богатого любовника к другому. Но ее прошлое не помешало самому знатному из них, графу Эдуарду Перрего, сочетаться с ней гражданским браком. Готовность графа, потомка герцога Тарентского, совершить подобный мезальянс говорит о том, что в личности куртизанки было нечто необыкновенное.
«Вообще мне не нравятся такие женщины, как Марион Делорм или Манон Леско. Но эта была исключением. Она была очень добра...», - писал Лист. А Дюма-сын словно вторил ему: «Она была одной из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладали сердцем».
Александр и Мари
Расстался с Вами я, а почему – не знаю,
Ничтожным повод был: казалось мне, любовь
К другому скрыли Вы... О суета земная!
Зачем уехал я? Зачем вернулся вновь?
Потом я Вам писал о скором возвращенье,
О том, что к Вам приду и буду умолять,
Чтоб даровали Вы мне милость и прощенье.
Я так надеялся увидеть Вас опять!
Александр Дюма
Александр Дюма-сын познакомился с Мари Дюплесси в 1844-ом году и увлекся ею, не избежав участи многих. Некоторым может показаться странным лояльное отношение стороны Дюма-младшего к тому факту, что его возлюбленная была дамой свободного поведения. Но сам он вырос в бедности: его мать была простой швеёй, а отец, хоть и был известным писателем, но признал сына, когда тот уже стал взрослым. Поэтому Дюма-сын всегда с особым пониманием относился к бедным слоям общества, ведь Дюплесси была из крестьянской семьи.
В его чувстве к этой женщине соединились любовь и жалость: Мари была больна чахоткой. Порыв сострадания бросил Дюма к ее ногам.
Знакомство Дюма с Дюплесси состоялось, когда он был совсем юнцом, совершенно безденежным, не известным еще никому, но привлекательным и пылким. Ей так же было двадцать, и ее обаяние, безупречные манеры, внешние данные и опыт в любовных делах были предметом воздыханий мужчин и зависти женщин.
Бедный Александр не мог предложить Мари ни роскошно обставленной квартиры, ни драгоценностей. Молодые люди проводили время в прогулках по ночному Парижу, разговоров в кафе и страстных объятиях в её квартире.
Он стал для нее не очередным любовником-покровителем, а искренним другом. Она же для него – подругой, любимым больным ребенком и наставницей в истинной любви.
Их связывали благородные чувства. Свидетельство того – прощальное письмо Александра Дюма: «Дорогая Мари, я не настолько богат, чтобы любить Вас так, как мне хотелось бы, и не настолько беден, чтобы быть любимым так, как хотелось бы Вам. И поэтому давайте забудем оба: Вы – имя, которое Вам было, должно быть, почти безразлично, я – счастье, которое мне больше недоступно. Бесполезно рассказывать Вам, как мне грустно, потому Вы и сами знаете, как я Вас люблю. Итак, прощайте. Вы слишком благородны, чтобы не понять причин, побудивших меня написать Вам это письмо, и слишком умны, чтобы не простить меня».
Александр порывает со своей возлюбленной. Ему не дает покоя то, что в жизни Мари, несмотря на всю искренность ее чувства к нему, продолжают играть значительную роль другие мужчины. Он отправляется в путешествие в Испанию, не зная, что в Париже в разгар светлого карнавального праздника умирает женщина, о которой все еще тосковало его сердце. Агония ее была долгой, и все же Александр не застал ее в живых. Чарлз Диккенс заметил: «Кто-то мог подумать, что Мари была Жанной д’Арк или иной национальной героиней, так глубока была общая печаль». Но за ее гробом шли только два человека – герцог Штакельберг и граф Перрего. Вернувшись в Париж, Дюма-сын попал на аукцион, устроенный в квартире Мари, и купил на память о ней золотую цепочку. Горькое и пламенное стихотворение на смерть возлюбленной осталось непревзойденным в его поэтическом наследии.
«Дама с камелиями»
Мари Дюплесси умерла 3 февраля 1847-ого года, а в мае Александр Дюма отправился в театр Варьете, где когда-то впервые увидел ее. Боль от утраты еще не прошла. Александр живо вспоминал внешность Мари, ее привычки, манеры, слова. Он отгородился от мира в гостинице «Белая лошадь» и с грустной нежностью воссоздал образ той, что так сильно любил. Роман назывался «Дама с камелиями». Это прозвище Мари получила за пристрастие к цветам без запаха. Героине, в чьем литературном портрете запечатлен облик Мари, он дает имя – Маргарита Готье.
Выбор имени – первый шаг на пути ее идеализации героини романа. Он называет женщину именем скромного цветка и впоследствии с доброй улыбкой фантазирует, как «эта куртизанка, которая заставляет тратить на букеты больше денег, чем это нужно для беззаботной жизни целой семьи, сидела иногда на лужайке целый час, рассматривая простой цветочек, носящий ее имя».
Любовь же главной героини к камелиям тоже не случайна – уже смертельно больная, она не выносила запах никаких цветов, кроме камелий.
Сюжет романа Дюма-сына практически достоверно рассказывает историю их реального знакомства. Они встретились в театре, герой попадал в дом девушки, где гости сменяли друг друга чередой, а потом выяснилось, что девушка серьезно больна, и этот образ жизни для нее погибель.
Она соглашается стать его любовницей, и получает шанс на выздоровление. Но в скором времени у него появляются финансовые проблемы. Вдобавок, отец героя требует, чтобы Маргарита принесла себя в жертву и рассталась с возлюбленным, ведь связь с куртизанкой порочит имя его семьи.
И девушка возвращается к своим прежним покровителям, а в скором времени умирает от чахотки. Её любимый, по сюжету романа, даже не догадывался о том, что до конца своих дней она любила только его.
Но жизнь оказалась гораздо более жёсткой, чем литературная история.
Отличие романа от жизни в том, Мари Дюплесси никогда не предпринимала попытки расстаться с богатыми поклонниками ради скромного, хотя и любимого Аде (так по инициалам она прозвала Дюма).
Волею романиста Маргарита совершает то, что никогда не совершила бы Мари. Она бросает свой образ жизни и распродает все вещи в надежде вести с Арманом самое скромное существование. Но она способна и на большее – принести в жертву свое короткое и единственное счастье.
В Мари Александр видел «смесь веселости, печали, искренности, продажности... повышенную раздражительность и повышенную чувственнсть». Маргариту же он характеризует как «непорочную девушку, которую ничтожный случай сделал куртизанкой, и куртизанку, которую ничтожный случай мог превратить в самую любящую, самую чистую женщину».
Образ, созданный Дюма, овеян тем же благоуханным очарованием, что и старинный портрет. Удивительная женственность Маргариты, неотъемлемой частью которой являются и любовь к роскоши, и капризы, и беспредельная доброта, и снисходительность к людям, вовсе этого не заслуживающим, неотразимо действует на читателя. Память о реальной Мари постепенно уступает место другой женщине, хотя тонкое родство сохраняется.
"Травиата"
«Даму с камелиями» не отнесешь к числу шедевров. Это мелодрама, которая принадлежит к подлинно французскому роду «хорошо сделанной пьесы».
И, наверное, роман так бы и остался незамеченным, если бы на премьере «Дамы с камелиями» в Париже не присутствовал Джузеппе Верди. История скандальной связи очень глубоко тронула композитора еще и потому, что перекликалась с его собственной жизнью. Связав свою судьбу с певицей Джузеппиной Стреппони, имевшей небезупречную репутацию и троих детей от разных мужчин, ни один из которых не был её мужем, Верди в течении 12 лет был вынужден жить в атмосфере общественного порицания. Они поженились только в 1859 году. Композитор заинтересовался неординарным сюжетом, который вдохновил его на создание оперы.
Верди назвал оперу «Traviata», что переводе с итальянского означает— «падшая, сбившаяся с пути женщина». Однако, как и в романе, композитор наделил Виолетту редкой сердечной чистотой, естественностью и благородством.
Когда «Травиата» впервые была исполнена 6 марта 1853 года в Венеции, это был решительный провал. Опера не понравилась ни критикам, ни публике. Одной из проблем, с которой столкнулись постановщики оперы, был выбор певицы на главную партию. Все сопрано театра имели очень пышные формы, что никоим образом не соответствовало образу больной чахоткой Виолетты. Но других вокалисток не было: Виолетта «сверкала» на сцене своими объемами и изредка покашливала, чем вызывала хохот у зрителей.
Но со временем, несмотря на то, что критики считали, что история куртизанки «отвратительна, ужасна и аморальна», публика полюбила ее. Сегодня эта опера, ставшая на сто пятьдесят лет старше, одна из самых популярных, а историю Виолетты можно найти в книжках оперных сюжетов, адресованных детям. Вот вам и мораль критиков.
В нашем театре Музыкальной комедии премьера состоялась 30 мая 2004 года. И с тех пор не сходит со сцены.
Артисты на сцене Татьяна Еремина и и Вячеслав Егоров были неподражаемы. 


Фото конечно же, взяты из интернета с сайта театра, но зрелищные танцы на сцене я все же смогла заснять.



Я уверена, что даже если вы не были на спектакле, многие арии знакомы и узнаваемы.
Например, «Застольная».

Или ария Виолетты "Addio, del passato" ...
Очень чувственная музыка захватывает с первых звуков и становится любовью на всю жизнь. Каждая её нота пронизана вдохновением создателя. Страсть и самопожертвование несчастной куртизанки обрели вечную жизнь в гениальном произведении искусства.
«Красотка»
Кстати. Популярный кинофильм «Красотка» 1990 года с Ричардом Гиром и Джулией Робертс тесно переплетается с «Травиатой». Содержание обоих произведений рассказывает о куртизанке, влюбившейся в богатого мужчину. В фильме встречаются сцены связанные с оперой Верди. Так, присутствует сцена, где персонаж Ричарда Гира (Эдвард) берёт Джулию Робертс (Вивиан) в оперный театр на «Травиату», а в конце фильма Эдвард исполняет для Вивиан любовную серенаду под фонограмму из «Травиаты». Ария была аранжирована специально для фильма.
Предлагаю искренний и немного смешной сюжетец из этого фильма. 
Друзья, опера - это сказка, это настоящий праздник души. Я уверена, что она вас очарует, ведь настоящее искусство - оно на века! 
С ПЯТНИЦЕЙ ВАС, МОИ ДОРОГИЕ!

20 комментариев:

  1. Театр это всегда праздник.
    Как здорово,что вы с Аней смогли устроить себе этот праздник- послушать оперу.
    "Травиата":это и моя первая опера,которую я слушала.И слушали мы ее с тобой. Я благодарна тебе за то,что ты меня тогда буквально потащила в оперный театр. Я боялась, что ничего не пойму,что мне будет скучно..а вышла из театра в полном восторге .так для меня открылся мир оперы.
    Твой рассказ о создании романа и оперы очень познавателен. Читала с большим интересом.
    И...хочу в оперу!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нина, помню-помню театр оперы и балета в Харькове. Ох, и сильные голоса были у артистов! И помню, что в то время приезжали различные популярные группы, рок и ВИА, известные певцы,а билеты на них давали в кассе и в нагрузку билеты в театр оперы. Люди все равно брали, потому что на ВИА пойти хотелось, а на оперу никто никогда не шел. А я думала, вот глупые, билеты на оперу предлагают, никуда идти покупать не нужно, почему не ходят? Но не всем это искусство по душе, у нас с тобой все сложилось)

      Удалить
  2. Увы, Ирина Витальевна, оперу не слышала в живую ни разу.
    Театр вообще люблю, но классику.
    Современные интерпретации немного умиляют, но в душу не западают.
    Наверное, стоит в ближайшем времени просмотреть хотя бы в записи.
    Истории о любви бесподобны.
    Но стоит помнить, что всё это - исключения из правил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, конечно, по телеку слушать оперу, а особенно смотреть балет, это не то... Я думаю, что именно потому, что люди не видят спектакль вживую, так немного любителей пойти в оперный театр. На экране все скучно обычно.
      Вообще, история любви в данном случае трактуется двояко. Тут речь не только о любви мужчины к женщине. Но и о любви к искусству, опере и балету) Ну, я так подразумевала, когда выбирала название)
      И да, исключения это - лишнее подтверждение правил)

      Удалить
  3. Ирина, большое спасибо за чудесный рассказ о театре, опере... Пятница 13-ое тоже бывает счастливой датой. У меня вчерашний день был тоже знаменательным! Я получила подарок от вас и Нины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, сегодня у вас на блоге как всегда аншлаг! Спасибо за пост благодарности!

      Удалить
  4. Удивительная история, пусть и прочитанная в субботу, 14-го)))
    А моей первой оперой был "Лоэнгрин". Пошли с тётей в Мариинку только потому, что время визита заканчивалось, а на любимый балет билеты не достали. Любви не сложилось.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, и это неудивительно, что не сложилось. У всех по-разному, видно не ваше, или композитор не ваш, или на балет очень хотелось)
      На дочь мою опера не произвела того впечатления "ах!", как на меня. Но ей понравился Римский-Корсаков "Царская невеста", эту оперу мы слушали накануне в феврале. Он был очень современно поставлен. И... Наверное, там звучало русское, родное... Нечто схожее с песенными мотивами народными...
      А Вагнера я не слушала, к сожалению. Хотя в Мариинке была, может ещё придется услышать.

      Удалить
  5. Очень люблю такие истории любви, Ирина Витальевна! А опера - это просто чудесное время для души! Жду весенние каникулы и встречу с Мариинским театром, надеюсь, что вирусы мне не помешают:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здорово, Анна Анатольевна! Ах, как хочется в Мариинку! Пусть у вас все сложится!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Театр-это здорово! К сожалению, у нас нет оперного, да и оперные артисты не приезжают, надеюсь, что пока. Балетные спектакли бывают часто (гастроли). Я в начале апреля иду в театр драмы на премьеру спектакля, а завтра-в кино. Хочу посмотреть "Отель "Белград" с Миколом Биковичем, уж очень он хорош был в "Холопе".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, "Холопа" хотела посмотреть, но не удалось... Жду ваших впечатлений от фильма))

      Удалить
  7. Это ужасно, но я никогда не слышала "живой" оперы. Хотя нет, вспомнила: однажды к нам приезжали на гастроли с оперой "Псковитянка". Но это скорее можно назвать представлением: действие происходило на улице в естественных декорациях, музыка шла через динамики и был установлен экран, чтобы дальним рядам было видно.
    Спасибо за рассказ о "Травиате", с удовольствием прочитала. А отрывок из Красотки" вспоминаю каждый раз, когда речь заходит об опере.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, отрывок из "Красотки" великолепен, только недавно пересмотрела весь фильм, шел по одному из каналов.
      Тут как-то всё совпало - и роман, и опера, и фильм... Получилась целая история.
      На опере ещё побываете, какие ваши годы) Главное желание.

      Удалить
  8. Доброе утро, Ирина Витальевна! Всегда очень интересно читать истории созданий произведений. Совершенно нельзя отделять эти самые произведения от жизни и личности автора, всё переплетено очень тесно. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Светлана, согласна. Каждый автор пишет о том, что волнует и жизненный опыт тут определяющий.
    Я очень люблю занимательные истории из жизни писателей, нравятся литературоведческие серии биографий. Поэтому, наверное, и выбрала эту профессию. Вернее, и поэтому тоже)

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Ирина! Вот столько прожила, а "живьём" на опере не присутствовала, хотя многое знакомо из ТВ. Спасибо Вам за рассказанные истории! Интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмилочка, и не вы одни. У кого-то нет возможности, у кого-то нет желания, а кому-то в жизни не попались такие педагоги, которые бы раскрыли этот вид искусства. Я до сих пор благодарна своей классной руководительнице, долго с ней общалась после школы и она даже мне шила свадебное платье по выкройке Бурды, что в советское время считалось шиком) Но вот что-то потеряла ее из виду, когда она уехала из моего города. Наверное если бы не она, после арий на ТВ, меня бы в жизни в оперный театр никто не затащил)

      Удалить
  11. Опера или балет в настоящем классическом исполнении это праздник. На опере ни разу не была, зато на балете - трижды. Минск - Сотворение мира, Новосибирск - Щелкунчик, Екатеринбург - Баядерка. Шикарно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, балет, имеет преимущестао. Кроме чудесной музыки, это красиво и зрелищно. Наш краснодарский театр ТАК поставил Баядерку, что много раз ее видела и слушала, но то впечатление, что было 10 лет назад, помню до сих пор)

      Удалить