воскресенье, 25 июня 2017 г.

Да-да, да! Это - Кубань! Солнечный край...

   Еще одно кубанское лето…
   Кубань – необыкновенный край. Эти места знакомы с детства. Сюда, на родину, каждый год я приезжала из дождливой Прибалтики на летние каникулы.
   Моя детская Кубань – это когда много солнца и света. Это зелень, речка, стрекозы… Это – ягоды и море.
 Это незатейливые детские обиды-слезы, и утешающе-обнимающие теплые заботливые бабушкины руки: «Цыть, унучечка… Цыть…»…
 Это бабулины южные борщи и густые кисели из свежей ягоды. Или свежий белый хлеб-каравай, сдобренный «постным» маслом и солью (такие «деликатесы» в холодном Таллине и не снились!).
 Это наши детские проказы. И крики бабушки: «Натка, бисова дивка, а ну подь сюды!». «Натка! Чи та… Ирка! Чи та… На кой зеленые помидоры в огороде посрывали?».

Это босоногие визгливые «обливалки-брызгалки» водой. Цепочная карусель и вкуснейшие чебуреки на скамейке. Это лавочка за двором под тутовником и женихи-соседские мальчишки, ожидающие вечерних посиделок.
 Это концерты для родителей на ступеньках бабушкиного дома: с танцами, песнями, миниатюрами, переодеваниями… Это старый бабушкин орех и светляки по ночам…
Да мало ли чего…
   Время идет, уже и дети вырастают на Кубани… А она все так же прекрасна. Только взгляд уже другой – взрослый. Иногда – гордящийся («она такая, моя родина!»)… Иногда – щемящий сердце («ну что же ты? ну как же так?»). Иногда – забавно-смешной. Разный. И люди здесь – ни хорошие, ни плохие. Разные. Как и везде.
Я Кубань узнаю по приметам…
Примета первая. Мой дом – моя крепость.
   
 
Заборы. Высокие, солидные, литые, кованные, изразцовые… Каких только нет! Думаю, эта страсть к заборам заложена исторически. Тут жили староверы и старообрядцы. Строгий семейный уклад. Патриархальные устои семьи, дома. «Нет» чужому глазу. Как-то так…
  Вспоминаю, как пошла в гости к своей знакомой. Нас встретил… огромный солидный забор. Глядя на него, ожидаешь увидеть огромный солидный дом-терем. Но – нет! Скромный уютный домик с клумбами цветов. В нем – дружная гостеприимная семья. Встретила разносолами. Это – Кубань!
Примета вторая. У каждой грядки – своя оградка.
   
  Жителя Средней полосы это может удивить. Все, что за забором, принадлежит каждому. Летом на тенистых улицах кубанских городов и станиц с высунувшихся из-за заборов ветвей вам на голову будут падать слива и алыча, абрикос и яблоки, шелковица, вишня, черешня. 
 На первый взгляд (но только – на первый!) – обилие «ничейных» фруктовых деревьев. Летний «ковер» из ягод и фруктов и там-и тут. Валяются на земле, пропадают. Собирай их, ешь на здоровье! Или попроси хозяина – вам дадут пакет, чтоб было куда собрать. Главное – не лезь за забор. Сначала – удивляло. Затем привыкла.
 
… Мы поселились на первом этаже кирпичной пятиэтажки. Окраина кубанского городка. Вишня под окном. Нам сказали соседи: «Это дерево – ваше!». У каждой квартиры – свое ягодное или фруктовое дерево. И каждый следит за тем, чтобы ягода на земле не валялась зазря. Удобно.
   А еще – палисадники. Или огороженные клумбы со стороны улицы у дома. Думаю, это явление чисто кубанкой закваски. Да, это – Кубань!
Примета третья. Приезжие.
   Новостройки. В Краснодаре – пробки. Люди все едут и едут сюда на ПМЖ. В основном – с Северных районов, Сибири, Урала. Погреться на солнышке, отведать южных овощей, полакомиться фруктами и ягодами, покупаться в Черном море. Я их понимаю, сама теплолюбивая.
 А бизнесмены все строят и строят… Чтобы северяне ехали и ехали… Строят, забирая территории у зеленых зон. 
 
  Превращая город в каменные джунгли, что априори нонсенс для южной цветущей когда-то столицы… Продажи увеличиваются, бизнес идет в гору, зеленые районы будем видеть скоро только на картинке.




  Население растет, а школ и детских садов не хватает, транспортные проблемы не решаются. Проще в провинции, но там другая проблема: бедным приезжим работы не хватает. Извечный русский вопрос: «Что делать?». «Кто виноват?» итак знаем…
Увы, это тоже – Кубань…
... Наш район на окраине города. И я этому рада. Тут совсем другой воздух, парк, старые дубы и трава по пояс. И получаются замечательные фото со счастливыми псами…



Примета четвертая. Люди.
   Обожаю наблюдать за ними. Тут переплетается все: кавказский колорит, кубанская гордыня, широта южной души и святая простота… Гремучая смесь.

Сами мы не местные…
 Еду в такси. Город еще не знаком. Называю адрес. Реплика таксиста: «Ну, вы мне покажете, куда ехать-то? А то я сам-то я не знаю, неделю только как переехал…». Это – Кубань!


Это вот мое…
   
  Вещевой рынок. Иду с братом в поисках летней обуви. Торговцы во всю нахваливают свой товар: «Примерь!».
  «Нет, не мое!», – отвечает брат.
 Простодушный кубанец-казак:   «Конечно, не твое! Ты же еще не купил!».
  Инициативу перехватывает какой-то армянин, хватая с полки сандалии: «Эй, брат! А вот ЭТО – ТВОЕ?».
  «Нет, это тоже НЕ МОЕ».
  «Может, ЭТО – ТВОЕ? Или ЭТИ – ТВОИ?».
… У этого продавца брат все же нашел СВОИ сандалии… И это – КУБАНЬ!

Дядя Толя

 Этот кубанский городок находится почти на пересечении трех дорог. Ну, еще километров 20. Дело было к вечеру. Ехала на попутке. Дорога водителя уходила в сторону Кавказских гор, и вот на этом знаменательном перекрестке мне и остановили.
«Ничего страшного, - подумала я, – сейчас транспорт – не проблема, вызову такси».
  Позвонила. «Назовите точный адрес!» – потребовала диспетчер. 
   «Я на трассе», – сказала я. – «Но тут рядом какое-то АЗС».
   «Узнайте адрес и перезвоните», – потребовала диспетчер.
Я к окошку АЗС… Оно не просто закрыто – паутиной поросло…
  А рядом какой-то сарайчик, разваленный жигуленок и колдующий над ним дедок.
   «Простите, – проблеяла я. – А вы не подскажете, какой тут адрес? Мне такси нужно сюда вызвать».
   Дедок посмотрел на меня и изрек: «ТРАССА БАКУ-РОСТОВ!».
  Мама дарагая! Вот вляпалась! А тут подруга моя звонит, мол, где ты, жду-не дождусь, когда уже явишься…
   «Лена-а-а… Я стою на трассе Баку-Ростов…»
  «Что-о? Ты куда там уже встряла в очередной раз?», – моя подруга даже не удивилась.
 Эту сценку наблюдает хитрющий дедок. И говорит: «Ну, дамочка, я это… Могу вам помочь, если хотите…».
 А то! Как вы понимаете, я уцепилась за это его «ПОМОЧЬ» руками и ногами… И повисла...
   Он деловито набирает номер. «Санек! Это дядя Толя говорит… Ну, вот, опять клиентка нарисовалась… Харэ дрыхнуть, приезжай».
   Минут через 40, которые мне показались вечностью, приехал Санек. А еще через 30 минут я была уже дома.
   По дороге Санек разоткровенничался. «Дядя Коля – сосед мой. Нет-нет, да и подкинет клиентов… В этот «бермудский треугольник» частенько пассажиры попадаются: рейсовые автобусы не останавливаются, да и ходят редко… Я думал, может на столбе объявление повесить со своим телефоном, чтоб звонили. А потом, думаю, это ж мне и ночью звонить будут! А я поспать люблю… Да и дядя Толя есть, зачем…». Действительно – зачем?
  Стоит ли говорить о стоимости такси, которую загнул Санек? ТОГДА была готовая НА ВСЕ…
   ...Иногда я вижу дядю Толю, когда проезжаю эти места. Он так и стоит на перекрестке дорог и приводит в чувство очередную тарантайку. АЗС.
И это тоже – Кубань!
Сусанин по-кубански

Впервые в этом районе города.
   Спрашиваю, как найти номер нужного дома. Проходящий мимо мужичонка: «А кого вам треба?».
   «Пономаренко».
   «Який це Пономаренок? У кого сеструха на Сахарном живэ?».
   «Не знаю, где у него кто живет. Виктор Петрович».
   «А! Це не той Пономаренок, це однохвамилец, а у тОго сын в армии, та жинка от нэго уйшла!».
Я медленно выпадаю в осадок...
   «Вы мне скажете, где этот дом?».
   «А вы ему хто будете?».
   «Никто. Знакомая».
   «А-а! А то ж я дивлюсь, вы не пономаренковской породы. Знакомая, це хорошо… От него и жинка колысь ушла…».
   «ТАК ВЫ МНЕ ДОМ ПОКАЖЕТЕ?».
   «Та як же! Ось же он, пэрэд вамы, с зэлэной крышей...».
И это – Кубань!
Приватный разговор
  Районный городок. Стою на остановке, жду автобуса. Вдруг слышу: 
«Петровна! А я бачу ты, чи не ты… Ты як? Здорова?»
 Тетенька рядом со мной встрепенулась: «Мыколаевна! Та нормально!».
 (Это она тетеньке на противоположной остановке).
  Дальше диалог через улицу.
«А Колька твой? Не жэнывся?».
«Жэныться не жэнывся, а кралю привел».
 «Ох, как у них это просто щас…»
 «Та и не говори… Сидит от с такыми нохтямы, у своем компутере чи телефоне, а я на кухне толкусь!».
Ну и в том же духе...
Это – Кубань!
Пейте, дети, молоко…
Ешьте витамины…
   
  Прихожу на работу. На столе записка от коллег: «Читатель оставил подарок «для дамы в очках». И большой пакет. Разворачиваю. Огромные пучки УКРОПА! Первая мысль: «Боже! Я, наверное, так плохо выгляжу! Читатель решил, что мне нужны витамины!». Это – Кубань!
  Вот такие приметы я "заприметила". Может, что и упустила. Расскажите и вы о приметах своей земли…


   Еще одно кубанское лето… Лето на родине… Цвети, родная! Счастья вам, земляки!

29 комментариев:

  1. Ирина Витальевна! Прочитала ваши приметы! Как это все мне знакомо! Вы раньше жили в Прибалтике? А сейчас в Краснодаре?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, родилась в Адыгее, школу закончила в Таллине, у институт поступила в Харькове, по распределению с мужем попали в Казахстан. Вот вернулись на родину, сначала в край, потом в Краснодар переехали. Такая вот география)

      Удалить
    2. Ирина, как бывает, порой, судьба игрива: побросала Вас по Советскому Союзу!!!

      Удалить
    3. Ой, и не говорите, Анна Владимировна! Меня когда спрашивают: "Сама откуда?", я задумываюсь - действительно - откуда... Младенцем из Краснодарского края меня увезли, а потом где только не жили, папа военный, муж военный... Мой адрес - не дом и не улица...

      Удалить
  2. Ира, укропный букет - это ЛЮБОФФ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, не все так романтично :). Как сказала Анна Борисовна: "Бизнес не пошел..."

      Удалить
  3. Ирина Витальевна, здравствуйте! Никогда не бывала на Кубани... Теперь знаю приметы. Ваш пост, как исследование. Спасибо! Ощущается ностальгия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное у всех у нас ностальгия по детству, Людмила Федоровна! А край настолько многогранный, еще много можно было бы написать о нем.

      Удалить
  4. Уроп - это супер! Вот нам в этом году мальчишки 11 класса в шутку на новый год подарили по пучку петрушки и зеленого лука))) Смеялись долго, мол, учителя так плохо выглядят, что витаминками нужно подкормить. А один отвечает: "Нет, бизнес у бати не пошел"...
    Ирина Витальевна, спасибо за приметы. Да, это и есть наша Кубань.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, значит, витаминная зелень - почти традиционный подарок на Кубани. Рада, что все приметы узнаваемы :)

      Удалить
  5. Добрый день, Ирина Витальевна! Детство у нас с вами одинаковое! Мое прошло в Кореновске у бабули - по три летних месяца на речке, в саду, огороде, на улице, на ферме... Все меняется, но хочется, чтобы всем дарили "укропные" букеты и по ночам у двора летали светлячки:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, мое детство прошло на Лабе. Здорово!
      А светлячки - это да, запомнились особо. Мы летом на улице спали во дворе, под орехом, вот по ночам светлячков и ловили. Какое время было отличное!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Вы так интересно, с любовью рассказали о Кубани, что еще больше захотелось приехать, но пока это не возможно... Но Ваш пост создал прекрасное настроение! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, буду вам рада! В любое время года!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
    Немного и грустно, и смешно :))
    Да, узнаю приметы нашего гостеприимного края и города.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, любовь к родному краю - не только восхваление его, я думаю... Но и сопереживание, тревога за его судьбу. Хорошо, описания узнаваемы, я не всю жизнь тут прожила, а только последние годы, так мой взгляд - взгляд дочери, которая давно не была дома...

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Некоторые приметы для всей территории нашей огромной России подойдут: и заборы высокие, и таксисты "дорогу-покажешь-?", и транспортные проблемы наряду с другими, и многонациональность... Всё это не только Кубань, а и Русь-матушка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна по многим пунктам, Елена Алексеевна. Было бы удивительно, если бы это было не так. Ведь Кубань - часть России.
      Пробки - да, они везде, но такого наплыва людей на ПМЖ вы навряд ли найдете где-нибудь в другом городе России. Отсюда и таксисты не коренные жители, и не профессионалы, а приезжие. И такого беспредела в строительстве - тоже не найдете нигде. Только на юге. Квартиры дешевые, климат теплый, все едут в Краснодар. Я совсем не против: сибиряки, северяне - народ хороший, настоящий, очень они мне нравятся как люди. Но проблемы с инфраструктурой в новых районах не решаются, с транспортом - тоже. Застройщики так и норовят оттяпать лишний кусок зеленой зоны, предназначенный под парк или сквер, сама была свидетелем митингов в нашем районе. И это все - отличительная черта Краснодара, это мое мнение.
      Рада Вам!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина! Спасибо за такое интересное знакомство с Кубанью!

    От нашего блога приглашаем Вас присоединиться к акции-эстафете «Помни, гордись, передай память о Сталинграде!» Подробности здесь: http://vokrugknig.blogspot.ru/2017/06/blog-post_26.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за приглашение! Принимаю его с удовольствием! Так же как и приглашение Наташи Ивановой. С удовольствием поучаствую!

      Удалить
  10. Ира, серьезный подход - все нюансы отразила)) Люблю такие мозаичные портреты) Рассказы порадовали - очень нравится кубанский говор!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, та уж и не знаю, це кубанский, чи украинский :). Как запомнила - так пишу. Надеюсь правдоподобно :). Балачка - дело тонкое...
      Рада тебе, дорогая!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Витальевна! И тронуло, и улыбнуло, и всё правда!!! Я родилась в Краснодаре, а детство прошло в станице Красноармейской - ныне Полтавская. Всё как у Вас, только мы играли и спали под яблоней, но у нас ещё и вишня была любимым местом. А в остальном также - вечерние посиделки, "светлячки"...., а теперь воспоминания, воспоминания... В 1992 году вдруг с мужем засобирались в Якутию, брат организовал ему служебный вызов по службе. А тут мой папа тяжело заболел, просил не уезжать. И мы не уехали, остались в Краснодаре, правда трудно было. Но кому в 90-х было легко?! Люблю я Кубань, люблю её со всеми её колоритами и особенностями, просто ЛЮБЛЮ!!!)))

    ОтветитьУдалить
  12. Это судьба, Елена Валентиновна! Кубань чувствовала, как вы ее любите и отпускать не хотела! В Якутии - ох, холода...! ЧУМработница знает! Лично я теплолюбивая и мне только такой климат как у нас подходит)
    Я вижу, что у нас со многими читателями было похожее детство. Это приятно, это связывает) Детство вспоминать всегда приятно. И Кубань я тоже никогда не разлюблю!

    ОтветитьУдалить
  13. Ирина, какой замечательно-душевный пост получился! Я никогда не была на Кубани, но из этого трепетно-нежного поста и комментариев к нему почувствовала и красоту Кубани, и её вольнолюбивость и своеобразие, и крепкую любовь земляков к ней. Очень теплое, душевное чувство после прочтения...Хорошая атмосфера у Вас в блоге! С радостью побывала у Вас в гостях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмилочка, спасибо за добрые слова! Побывай у нас в гостях и в реале! Очень буду рада!

      Удалить
  14. Нина Дербак (Малик)1 июля 2017 г. в 03:59

    Спасибо,Ирин Витальевна. Первая часть была прочитана со слезами на глазах..ностальгияяяя..Эх,детство наше..Летняя пора-такие же обливалки,такие же концерты для родных и соседей,такие же посиделки вечерами.. А игры? Прятки!!! Штандер -знаете?!!! И мамино-бабушкино:"А ну додому,!!!!" )))
    Развеселила вторая часть! так трогательно здорово подмечено..О,заборы,это характерно и для моей харьковщины...И люди стараются заборы содержать в достойном виде-красят ,ремонтируют.. У кого денег побольше -тут и каменные и кованные...А палисаднички не ограждают..И так же громко любят разговаривать на улице)))
    Огорчило..везде одно и тоже-асфальт и бетон наступают на зеленые зоны..Здесь,в Калининграде,тоже самое -под топор уходят скверики-на их месте гостиница или ,что меня сводит с ума,автосервис с мойкой!!!!!!мы седьмой год живем на окраине города и наглядно видно как зеленых островков все меньше,а многоэтажки растут..
    Такое светлое,доброе настроение после прочтения... уже хотела выключать компьютер,но вспомнила,что в блог не заходила..и очень рада что зашла..

    А дядя Толя с Саньком и Сусанин местный,да и все зарисовки с натуры - это просто супер!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Дядя Толя ваще - суперский. Его весь город знает, как оказалось. Имена, конечно, я изменила)
    Типичные представители.
    Нина, детство -да-а. Мы играли в "колечко", "прятки", "вы поедете на бал", лавочные игры. Самое лучшее время. Бабушка нам позволяла бегать до поздна. Родители были построже, но и они иногда о нас забывали. У них ведь тоже был отдых! А когда о нас забывали - слаще времени не было! Спасибо, дорогая, за комментарий!

    ОтветитьУдалить