пятница, 30 июня 2017 г.

Летом "Просто вместе"


«Жара началась!», – недовольно сообщила Пятнашка, прячась от солнышка в тень.


 






«Не ворчи, – сказала я, – Что бы ты ни говорила, лето – отличное время! Солнце или дождик, пляж или дача, путешествия или отдых в деревне… Для многих наших читателей долгожданный отпуск – это единственная возможность прочитать то, на что не хватило времени в течении года. Лучше б ты, Пятнашка, какую-нибудь такую книжку нашим читателям и порекомендовала».


«Да пожалуйста, – зевнула Пятнашка, – «Просто вместе» Анны Гавальда».
«Почему же именно эта?», – удивилась я.
«Романтичная история-сказка, чтиво легкое, ненавязчивое, как раз для отдыха. И в то же время не бездумный любовный сопливый роман. Или детектив, который сразу же забываешь. Книга со смыслом», – ответила наша кошечка.
«А ведь она права», – подумала я.
Зачастую литература воспринимается как развлечение или способ скоротать время. Незатейливые детективчики, простенькое юмористическое фэнтези и не отличающиеся оригинальностью любовные романы…
Ведь серьёзные произведения читать надо сосредоточенно и вдумчиво, а времени на это нет. Да и зачем? Жизнь сложна, зачем, спрашивается, ещё больше её усложнять? Так считают многие наши современники.
Но роман еще малоизвестной в России Анны Гавальда оставляет приятное послевкусие хорошей качественной литературы.
Ее книгу не будешь читать для того, чтобы убить время. В них погружаешься медленно, пробуешь не спеша и получаешь истинное удовольствие, пропитанное французским шармом. Читать роман необычайно интересно, никогда не предвидишь, куда повернет сюжетная линия и чем закончится повествование.
Итак… Устраивайтесь поудобнее… На диванчике перед открытым окном и веткой клена, смотрящей к вам в уютную комнату… Или на солнечной полянке в саду в гамаке… На берегу морского прибоя… Там, где душа пожелает… Чтение романа Анны Гавальды не терпит суеты, а только особый настрой и душевную чуткость.
Сюжет прост… Однажды девушка Камилла приглашает в свою бедную мансарду-квартирку странного юношу-соседа, Филибера, забавного недотепу. Между ними завязывается дружба...
 «Хорошее дело – рука друга. Ни к чему не обязывает того, кто её протягивает, и очень утешает того, кто её пожимает».
Но в один осенний холодный день девушка простывает и оказывается почти без сознания в своей холодной каморке у крыши…
Испугавшись за ее жизнь, Филибер на руках переносит ее в свою квартиру. Юноша оказывается из богатого аристократического рода, а его квартира-произведение искусства с портретами предков...
Ну чем не начало романтической истории? Но в прекрасной огромной квартире одну из комнат снимает молодой шалопай-повар, который водит к себе девушек, ругается, кричит почем зря и очень недоволен, что в квартире появился кто-то еще, тем более – женщина... Но и он оказывается не так прост.
Художественные мазки-зарисовки главных героев.
Юная художница Камилла, с первыми признаками анорексии и тайнами прошлой жизни, от которых она бежит. Камилла работает по ночам уборщицей, и уже давно не может написать ни одной картины. Она боится чувств и избегает любой близости. «Я подыхаю от одиночества, вполголоса повторяла она себе под нос, подыхаю от одиночества... Может, пойти в кино? А с кем потом обсуждать фильм? Зачем человеку эмоции, если не с кем ими поделиться?»
Недотёпа-аристократ Филибер, который очень много знает и увлекательно умеет рассказывать о том, что знает, но из-за неуверенности в себе не может сдать ни одного экзамена, и потому вынужден работать продавцом открыток. Скромный, добрый и отзывчивый. Он готов на чувства, но полнота и насыщенность его жизни определяется собственными комплексами.
«Филибер Марке де Дурбельер, – сообщил он, поднимаясь, и немедленно ударился макушкой о потолок».
Его друг повар Франк, с которым они делят квартиру. Вся его жизнь – бесконечная работа, иногда девчонки, каждый раз – новые, которых он легко затаскивает в постель. С виду – неотесанный мужлан, но за грубой брутальностью скрывается чувствительная натура.
«Он устроился напротив, но она его не заметила. Это всегда его восхищало... То, как она и Филибер умеют сосредоточиться... Ему это напоминало пивную, где некий тип преспокойно наслаждается жизнью, пока вокруг рушится мир. Впрочем, ему многое напоминало пивную... Он явно переусердствовал в детстве с телевизором…».
Бабушка Франка – Полетта Ластафье – «единственное в этом мире существо, любившее его». Старый сад, старая скамейка, и она, Полетта, упавшая среди грядок и ожидающая помощи… В заботе за старушкой заменившей ему мать, и раскрывается ранимая и нежная душа Франка.
Все очень разные. У каждого из них своё прошлое, свои раны, своя боль, сложные отношения с родными и своё безграничное одиночество. До того момента, когда они стали «просто вместе».
«Для того, чтобы быть вместе. Просто быть вместе. А это ведь трудно, очень трудно, и не только шизофреникам и юродивым. Всем трудно-раскрываться, верить, отдавать, считаться, терпеть, понимать. Так трудно, что порой перспектива сдохнуть от одиночества видится не самым плохим вариантом».
Под одной крышей оказываются совершенно разные люди со своими переживаниями, радостями, страхами и комплексами. За их плечами трудное детство и много разочарований. Поначалу им трудно ужиться, но постепенно приходит понимание, что только вместе можно жить полноценно. Они начинают зависеть друг от друга, дорожить простыми человеческими отношениями и открывать в себе качества, о существовании которых раньше не подозревали.
Доставляло огромное удовольствие наблюдать, как развиваются отношения между тремя героями. Двое, казалось неприемлющие друг друга с самого первого дня, и третий – связующее звено… Картинки, вызывающие смех и удивленье, запавшие в душу …
Картина 1. Выяснение отношений…
«– Сделай потише, или я вызову полицию.
– Давай, вызывай, только отвяжись от нас.
Шанса выйти победителем в этой схватке у Франка не было: Камилла провела несколько часов наедине с матерью. Но Франк не мог это знать. В общем, ему не повезло.
Она развернулась, вошла в его комнату, отшвырнула ногой какие-то тряпки, открыла окно, выдернула шнур из розетки и выбросила стерео систему с пятого этажа на улицу. Потом вернулась в гостиную и спокойненько так процедила:
– Вот и все. Нужда в полицейских отпала».
Картина 2. Обмен любезностями…
«– Ты слишком худая! Ни один мужик не захочет тебя приласкать!»
– Да это просто счастье, что ты никогда не сможешь до меня дотронуться! Да меня тошнит от одной только мысли о твоих красных лапищах и обгрызанных ногтях!».
«– Ну так что? Зароем топор войны?
– Давай. Видишь – я уже копаю.
– Блеск. Может, поцелуемся?
– Нет. Переспать с тобой – в самом крайнем случае – это еще куда ни шло, но поцелуй в щечку – ни за что!.
– Какой же ты дурак…»
«…Он встал, помедлив мгновение, согнулся, долго рассматривал пальцы на ногах, руки, ногти...».
Картина 3. Притирка.
«…я не хочу, чтобы ты уходила… Филибер мне в жизни этого не простит. Не хочу, чтоб он стал таким как раньше. Филибер этого не заслуживает… с тех пор, как ты переехала, он стал почти нормальным и я знаю, что он глотает меньше таблеток…Тебе не нужно уходить, я сам уберусь».
«... Говорить с ней — все равно что в пинг-понг играть: она держала темп и срезала мяч в углы в самые неожиданные моменты, а он сам себе казался не таким уж кретином...».
«Поскольку Камилла настаивала…, они поговорили о деньгах: кто и за что будет платить, когда и как? Кто будет ходить за покупками? Сколько стоит потратить на рождественские подарки консьержке? А уборка? Каждый наводит порядок в своей комнате? Отлично, но почему это кухню и ванную всегда убирают они с Филу? А ты, Франк, выбрасывай пустые банки и бутылки…
– Ну, что Филу, ангел мой, теперь понимаешь, почему я уговаривал тебя не селить в доме бабу?... И это только начало…».
«Да, может, она и чокнутая, но уж точно не дура».
«Если я скажу тебе что-то приятное, ты меня не покусаешь?».
Картина 4. Прозрение.
«- Я знаю твой секрет – изображаешь злобного людоеда, а сам очень милый».
- Заткнись».
Картина 5. Зарождение чувств.
«И вот тут он — этот кретинский кретин, этот воображала, этот бахвал, этот маленький провинциальный матадор-горлопан, души не чающий в своем огромном мотоцикле, — да-да, он покраснел».
Картина 6. Похищение Полетты из дома престарелых.
«– Филу…
– Угу…
– Что такое эта девушка?... Эта девушка, которую ты для нас нашел… Кто она такая? Инопланетянка? Филибер улыбался.
– Фея…
Камилла открыла окно и выкинула на улицу огромный чемодан. Сходивший с ума от беспокойства Франк подпрыгнул:
– Черт, да что у нее за мания – швырять вещи в окно?
Он смеялся. И плакал…
Филибер протянул ему платок.
– Все хорошо… Мы станем ее баловать… Ни о чем не волнуйся.
Франк высморкался и кинулся к своим «девочкам», пока Филибер подбирал чемодан».
«… Очень долго в машине стояла мертвая тишина. Каждый спрашивал себя, не совершили ли они и в правду ужасную глупость. А потом, вдруг, Полетта – святая простота!– одной фразой разрядила обстановку:
– Скажите, вы сводите меня в театр? Мы пойдем в оперетту?».
Картина 7. Творчество. Познание себя
«Мириам стригла, Камилла рисовала.
– Подаришь мне его?
– Нет, всё что угодно, только не этот... Я храню все автопортреты, даже такие уродливые...
– Зачем?
– Не знаю... Мне кажется, если буду рисовать, в один прекрасный день наконец узнаю себя...».
Картина 8. Хэппи энд.
«— Это я.
— Знаю, номер высветился.
— Уверен, ты там сейчас изображаешь романтическую героиню, разнюнилась, захлёбываешься слезами и соплями... Уверен, стоишь одна в конце платформы, как в кино, и оплакиваешь любовь, исчезнувшую с облачком белого дыма.
Она улыбнулась сквозь слёзы:
— Вовсе нет, — наконец выговорила она, — Я... Я как раз выхожу с вокзала...
— Врушка, — произнёс голос у неё за спиной».

«Они шли по бульвару Монпарнас, и зеваки расступались, давая им дорогу. Со спины они выглядели очень авантажно... Слева худой дылда в шубе "Бегство из России", справа крепыш в куртке Lucky Strike, а между ними - девушка. Она щебечет, смеётся, подпрыгивает, мечтая, чтобы они подняли на руки и скомандовали: "И раз! И два! И три! Оп...". Она держала их очень крепко. Всё её душевное равновесие зависело только от них. Вперёд, назад - ходу нет. Только здесь... Тощий верзила шёл, слегка наклонив голову, крепыш шагал, засунув кулаки глубоко в карманы потёртой куртки. Оба они, сами того не сознавая, думали в точности то же самое: вот мы идём втроём по улице, мы голодны, как волки, мы вместе, и пусть всё катится в тартарары...».
«Все замерли.
Время остановилось.
Счастье».
Добрая и искренняя, иногда смешная, а иногда грустная, книга описывает в первую очередь отношения между абсолютно чужими людьми, ставшими близкими. Она рассказывает о любви к людям, о родственных нитях, которые крепки или, наоборот, настолько хрупки, что кроме общего неприятного прошлого, ничего не связывает.
И, как происходит со всякой хорошей книгой, вам неудержимо захочется поделиться удовольствием, зачитывая отрывки вслух всем окружающим, даже незнакомым.
После таких произведений остается приятное послевкусие, они легко читаются за чашкой чая, когда хочешь отдохнуть, получить положительные эмоции. Уйти от серости будней и прикоснуться к своеобразию и утонченности французской литературы, ее особого свободного духа.
Очень трогательно, интересно и близко к тексту снят фильм по мотивам произведения Анны Гавальда. В роли Камиллы – Одри Тоту, Франка - Гийом Кане, ФилибераЛоран Стокер. Все герои – настоящие, им веришь, им сочувствуешь, их понимаешь. 
Даже те, кто не читал книгу, легко поймут сюжет фильма. Но книга все же богаче, пронзительнее, чувственнее…
Читайте книгу и смотрите фильм, наслаждайтесь, переживайте, радуйтесь и грустите!!!
Прекрасного пятничного вечера!

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!Люблю французские фильмы! А уж если моя любимая Одри Тоту играет!!! Спасибо! Будет чем занять пятничный вечер!

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Алексеевна, обязательно посмотрите, а потом поделитесь впечатлениями! Спасибо за комментарий, очень Вам рада!

    ОтветитьУдалить
  3. Заинтересовали, Ирина Витальевна. Очень люблю вот такие Ваши пятничные душевные посиделки. Буду смотреть!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо за добрые слова. Посиделки - самое точное слово. Я рассматривала его и для названия блога. Но как-то сложилась Нескучная пятница. Посмотрите, мы с дочей тоже смотрели вместе. Красивый добрый фильм.

      Удалить
  4. Ирина Витальевна! У меня дома есть книга Анны Гавальда "Просто вместе". Я ее давно не перечитывала. Мне ее подарила в 2008 году директор школы. Не знала. что есть и фильм. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вы счастливый человек, Ирина, вам такие бестселлеры дарят! Я бы тоже хотела иметь эту книгу в своей библиотеке. Но очень хорошо, что библиотека, где я работаю имеет хороший фонд. Все хочется прочесть.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Витальевна! А я вот не читала книгу. Попробую найти в муниципальных библиотеках. Хочется что-нибудь в отпуске почитать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Легкая, ненавязчивая, как раз для отпуска. В отпуске хочется именно такого, доброго позитивного чтива. Приятного прочтения, Людмила Федоровна!

      Удалить
  6. Ира, в следующий раз не надо так подробно! Хорошо,что я уже читала и смотрела))
    Гавальду люблю, но последние её вещи как-то не очень.
    Нравится "Я ее любил. Я его любила", и фильм тоже есть.

    ОтветитьУдалить
  7. Ира, мне не кажется подробным. Просто я люблю цитаты. Без них описываемое произведение теряет свое лицо. Но это мое мнение. Хорошо, что ты читала.

    ОтветитьУдалить
  8. Ирина Витальевна, я знаю, что вы будете принимать активное участие в Акции-эстафете, посвященной 75-летию Сталинградской битвы. Вам передала эстафетную палочку Татьяна (блог "Вокруг книг"). Приглашаю вас посмотреть вчерашний пост в моем Волшебном фонарике. Буду очень рада видеть вас в постоянных читателях этого моего блога. Только сначала надо стать ПЧ, а потом писать комментарий, иначе ничего не получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В прошлый раз я не нашла гаджет, где стать ПЧ. Попробую еще, Ирина, спасибо за приглашение!

      Удалить