«Мир, труд, МАРТ! – изрекла она, – то есть, тьфу! Вся
власть Советам, земля – крестьянам, мир – народам, рыба – котам!».
Повернулась
и гордо ушла, задрав хвост... На демонстрацию, наверное.
Все понятно! Вспомнила о важной дате)
Еще несколько дней – и мы будем отмечать 100-летие
Октябрьской социалистической революции – переломной даты в истории нашей страны. Можно много
спорить и говорить о том, что такое революция – благо или трагедия, но правда
одна – это история нашей страны, и это принимается как данность. Со всеми ее
последствиями: политическими, экономическими.
А также идеологией, культурой, искусством.
Мы наш, мы новый мир построим?
В первые послереволюционные годы новым правительством
провозглашен план идеологической пропаганды: было необходимо показать революцию
и произошедшие изменения в жизни государства с позитивной стороны. Большевики
стремились разрушить старый строй, внедрить новую идеологию, воспитать в людях
совершенно иное мировоззрение и радикально преобразовать человеческое сознание
средствами культуры и искусства.
Агитация за Советскую власть была во всем и на всем. В
стихах, на плакатах, окнах РОСТа, и даже – на фарфоровых изделиях.
Удивительно,
но именно фарфор – хрупкий, утонченный и элитарный материал – стал в свое время
голосом Октябрьской революции и мощным средством пролетарской пропаганды.
В те годы «главным» фарфоровым заводом России был
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) в Петербурге.
После провала на Международной выставке в Париже в
1900-ом году, когда российский фарфор был публично осуждён за подражательство
европейскому, деятельность завода была замкнута узким кругом интересов царской
фамилии, и заказы шли в основном в одном стиле.
Императорский фарфоровый завод |
Последнее упоминание об ИФЗ поместила газета «Свет» 17
февраля 1917 года. А в марте 1918 года решением Коллегии Отдела изобразительных
искусств завод был передан в ведение Народного Комиссариата просвещения как
испытательная керамическая лаборатория республиканского значения.
С этого
времени предприятие стало именоваться Государственным фарфоровым заводом в
Петрограде (ГФЗ).
Началась абсолютно новая страница в истории предприятия. Его
целью было объединить на бывшей придворной мануфактуре воедино научную,
техническую и творческую мысль через «агитационный» фарфор, совершенный по форме,
безупречный в исполнении, способный «со всем изяществом выразить идеи и чувства
людей трудовых».
Руководители и сотрудники Государственных фарфорового и стеклянного заводов во дворе предприятия, 1920-е гг. |
Изящество
фарфора было поставлено на службу агитации, пропаганде и коммунистическим
идеалам. Художники, воодушевленные лозунгами новой эпохи, принялись творить.
Миниатюрные скульптуры и росписи на посуде будто с фотографической точностью
фиксировали происходящее. Коллективизация и индустриализация вдохновляли на
творчество лучших мастеров, которые создавали новый мир и несли идеи революции в массы.
Этот фарфор был словно вестью из прекрасного будущего, которое ожидало Страну Советов после голода и разрухи. Целям агитации служили самые разные предметы – от чашек, тарелок и скульптур до шахматных фигур.
Этот фарфор был словно вестью из прекрасного будущего, которое ожидало Страну Советов после голода и разрухи. Целям агитации служили самые разные предметы – от чашек, тарелок и скульптур до шахматных фигур.
Завод начал выпускать беспрецедентный продукт, сохраняя
при этом вековые традиции художественного фарфора.
На старейшем фарфоровом производстве в городе-колыбели
революции рождался советский агитационный фарфор – свидетель и проводник идей
эпохи.
Фарфоровая "Музыка революции"
Агитационный фарфор был первым в искусстве, где была
отражена революция, пропагандируя идеи нового государства. На посуде,
например, на тарелках стали появляться портреты вождей, рабочих, красноармейцев и лозунги
«Пролетарии всех стран соединяйтесь!», «Кто не работает, тот не ест», «Кто не с
нами, тот против нас».
Новизна тематики принесла мастерам-керамистам
определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и
фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это
была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов.
Затем
агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников.
Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок -
приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки,
различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится
более сочной и декоративной.
Художественным руководителем завода был назначен С.В.
Чехонин, блестящий рисовальщик, мастер графической миниатюры, заложивший основы
стилистики для всего агитфарфора.
Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919. Автор композиции С. В. Чехонин |
В его работах «Красная лента», «Большая
звезда со снопом», «Красный флаг», «РСФСР» – первые яркие шаги революционного
декоративно-прикладного искусства.
Тарелка и чашка “Красная лента”. 1919 г., С. В. Чехонин |
С.В. Чехонин привлек к работе авторов самых
различных направлений. Наряду с В.В. Кузнецовым, А.В. Щекотихиной-Потоцкой,
Р.Ф. Вильде, Н.М. Суетиным, К.С. Малевичем и В.В. Кандинским здесь работали
М.М. Адамович, З.В. Кобылецкая, М.В. Лебедева. В создании изделий принимали
участие Н.И. Альтман и М.В. Добужский, В.Е. Татлин и К.С. Петров-Водкин, П.В.
Кузнецов, Б.М. Кустодиев и многие другие.
Блюдо “Свадебное”. 1923 г. К.С. Петров-Водкин
|
По их эскизам были исполнены лучшие образцы агитационного фарфора. Именно на ЛФЗ впервые нашла практический выход теория супрематизма с его лаконичной новой эстетикой. Казимир Малевич и его ученики Николай Суетин и Илья Чашник стали реформаторами искусства - отринув традиции, они создали новую пластику, новый стиль советского фарфора.
Рядом с «красным» агитационным появился «белый» – бессюжетный агитфарфор супрематистов, в котором драматизм революции был зашифрован в абстрактной геометрии.
Тарелка «Динамическая композиция», автор К. Малевич 1926 |
Сервиз “Супрематизм”, Н.Суетин |
"Чернильница" Н. Суетин |
Одним из самых известных скульпторов, создавших хронику первых лет советской власти, была Наталья Данько. Будучи невероятно талантливым мастером, она изготовила серию фарфоровых скульптур, изображающих людей эпохи революции, знаковых персонажей с улиц Петрограда: «Вышивающая знамя», «Милиционерка», «Гадалка», «Шпана».
Шахматы Красные и Белые, автор Н. Данько |
Матрос крейсера «Аврора» со знаменем. Автор: Ск. Данько Н.Я. |
Фигурка "Работница, вышивающая знамя" Россия: ЛФЗ, 1960-е г. Автор: Ск. Данько Н.Я. |
Кружка для молока, Н. Данько |
Скульптура “Речь”. Модель 1919 года, выпуск 1924. Скульптор Н. Я. Данько. Роспись Е. Я. Данько. |
Горчичницы "Старухи". Автор Н.Я. Данько. Модель 20-х г.г. |
Корпус детекторного приемника с крышкой и призывом «Слушай газету. Без бумаги и расстояний» |
Послереволюционные годы были отмечены небывалым всплеском агитационно-массового искусства, где во всем звучала «музыка революции». В этой праздничной полифонии ярких красок, в образной пропаганде идей будущего особое место занимал фарфор с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи. Вырвавшись из рамок дворцовых интерьеров, он заговорил голосом самой революции и стал уникальным символом эпохи.
Новый стиль - пролетарский
Поварихи (Усадьба Кусково) |
Любопытно, что в перспективе предполагалось наладить массовый выпуск агитационного фарфора, сделав его доступным для «широких народных масс». Так, Д. Штеренберга, известного художника-авангардиста, бывшего с 1917 года «комиссаром по делам искусств в Петрограде», очень тревожило, что фарфор оседает у коллекционеров, не доходя до «рабочих слоёв», и не выполняет из-за этого своей агитационной миссии. В. Ленин, в беседе с которым Штеренберг затронул эту тему, успокоил его, сказав, что «со временем, когда разовьётся наше хозяйство», фарфор будет доступен рабочим и крестьянам.
Красноармеец (Усадьба Кусково) |
А всероссийский староста М. Калинин наивно предполагал, что «постепенно, но, несомненно, разовьётся вкус у наших трудящихся к изящной жизни, к изящной обстановке», и они «потянутся к фарфору» и будут понимать, «сколько радости может доставить в становящейся постепенно всё более уютной квартире рабочего красивое фарфоровое произведение».
На практике дело обстояло несколько иначе. Фарфор выпускался весьма незначительными тиражами - не более 300 экземпляров, и предназначался, главным образом, для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках.
Карандашницы "Крестьянин и крестьянка" (Усадьба Кусково) |
Первая партия фарфора для Международной выставки была отобрана А. М. Горьким 8 мая 1920 года, во время посещения им Петроградского завода. Эти первые советские произведения были направлены за рубеж. О том, какое огромное эмоциональное воздействие произвел агитационный фарфор, о его политическом резонансе за границей свидетельствовал инцидент на Международной выставке в Брюсселе. Разъяренная толпа белоэмигрантов пыталась разбить витрину с ранним советским фарфором. А афиша в Стокгольме приглашала публику посетить «Выставку большевистского фарфора». Не случайно А.В. Луначарский, нарком просвещения, назвал этот фарфор «первым полпредом СССР за границей».
Статуэтка "Субботник" (Усадьба Кусково) |
Начиная с 1920 года, советский художественный фарфор побывал на выставках в Риге, Гельсингфорсе, Берлине, Лондоне, Париже, Стокгольме, Брюсселе, Милане, Венеции, Ревеле и Париже. Как писал один французский журналист: «Революция нашла своё первое и лучшее отражение в фарфоре».
В журнале «Среди коллекционеров» (№№ 8-9, 1921) коллекционер В. Охочинский делится впечатлениями о выставке изделий ГФЗ за 1919-1921 годы, экспонировавшейся в заводском магазине. Коллекционер отмечает, что «из всех видов современного русского изобразительного искусства один только Государственный фарфоровый завод сумел найти те новые пути и виды живописи, которые смогут войти в историю искусства под названием «пролетарского стиля».
Подтверждение популярности советского фарфора первых
послереволюционных лет, прежде всего, у иностранных коллекционеров, мы находим
и в журнале «Среди коллекционеров». В № 10 за 1921 год сообщается, что
Петровнешторгом зафрахтован пароход «Руно» для перевозки в Лондон различных
товаров, в том числе фарфора. Далее обозреватель антикварного рынка резюмирует:
«На наш фарфор предъявляется огромный спрос со стороны европейских
коллекционеров, особенно на изделия ГФЗ, выпущенные в ознаменование того или
иного политического события и снабжённые соответствующими лозунгами». И далее:
«За последнее время, в связи с приездом иностранцев, цена на фарфор и русские
художественные изделия возросла почти вдвое, и сильно повысился интерес к произведениям
искусства, как нового, так и старого».
Статуэтка "Народы России" |
Первый номер журнала «Эхо» за 1922 год, повествуя об
успехе советского фарфора за границей, приводит следующий факт: после одного из
обедов в Стокгольме была продана с импровизированного аукциона в пользу
голодающих детей фарфоровая тарелка с изображением В. Ленина.
«Присутствовавшие
на аукционе капиталисты наперебой набивали цену, мечтая «завладеть Лениным».
Речь идёт об известной тарелке М. Адамовича с портретом В. Ленина, выполненным
по рисунку Н. Альтмана.
Тарелка с портретом В. И. Ленина, автор Н. Альтман, фарфор ЛФЗ, 1920-30 гг. |
Агитационный стакан, бокал с портретом В. И. Ленина, автор Н. Альтман, фарфор ЛФЗ, 1920-30 гг. |
Внутри страны по мере приближения к зловещему 1937 году
ситуация стала меняться. Изменилось и официальное отношение ко многим
художникам, участвовавшим в создании агитационного фарфора. И вот уже С.
Чехонин из «верного спутника революции - трубадура советской государственности»,
как охарактеризовал его А. Эфрос превратился в «идеолога оттеснённых
капитализмом групп, реставратора старой аристократической романтики» и, вообще,
«выявил своё классово чуждое пролетариату идеологическое содержание».
В качестве совсем уж анекдотичного примера можно привести
«критический анализ» рисунка на «советский сюжет» под названием «Новгородская
стройка». В одной из статей сборника «Художественное оформление массовой
посуды», выпущенного в 1932 году, Н. Соколова пишет, что художник не только не
сумел «творчески оформить идею о социалистическом строительстве», но и оказался
«бессильным вскрыть идеологическое содержание темы». И уж совсем не понятно,
сетует автор, «за что агитирует художник, куда и зачем мы вместе с ним
поплывём, - его «попутный» ветер дует сразу к двум разным берегам». Автор имел
неосторожность «направить» дым фабричных труб влево, а парус лодки,
проплывающей под мостом, - вправо.
Тем не менее, именно в эти годы сформировалось новое
поколение коллекционеров, утративших прежний размах, но зато часто движимых
желанием сберечь и сохранить для потомков культурные ценности. Тогда же было
положено начало коллекциям советского, в частности, агитационного фарфора.
Кроме уже упомянутых М. Мироновой и А. Менакера, можно назвать Ф. Вишневского,
Е. Кристи, С. Бакулина, Л. и Э. Утёсовых, в чьи собирательские интересы в
большей или меньшей степени входил и агитационный фарфор.
Агитационный фарфор, яркий и исключительный феномен с
мощным зарядом креативности, разнообразием творческих манер, пафосом и
драматизмом переломной, революционной эпохи он вошел в историю ярчайшей,
неповторимой страницей. Он высоко оценивается на самых престижных международных
аукционах Кристи и Сотбис. И по сей день он является желанным украшением каждой
коллекции и пристальным объектом изучения историков искусства.
И как тут не вспомнить слова художника и историограф
фарфорового завода имени М. В. Ломоносова Е. Я. Данько, которая когда-то
писала: «Кто помнит Петроград тех лет — выщербленные пустыни мостовых,
погруженные в тьму и холод безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы
недавних пуль, тот помнит и фарфоровую витрину на Невском проспекте. Там на
белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким
фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель «РСФСР». Там стояли
маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны. На большом блюде была
надпись в венке из цветов: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». Прохожие
останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был
вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных
боях с голодом, с разрухой, с интервенцией».
источник
источник
источник
источник
источник
источник
Ирина Витальевна, спасибо!!! Перечитала и пересмотрела и не раз. Я в восторге о такой коллекции фарфора и его истории. Агитация на фарфоре - это круто! А у меня в памяти тарелки и кружке с "общепитом"))) А красота фарфора в моем детстве - редкость, в юности можно было приобрести только в спецмагазинах да салонах для новобрачных, потом - по талонам (купонам). Сейчас проще, но есть ли на фарфоре история??? Или об этом узнают наши внуки и правнуки лет эдак через ...дцать?)) Или я ошибаюсь? Хотя ошибаюсь, сейчас куча сувенирной продукции от рекламы до ... Да, много
ОтветитьУдалитьой)) ошиблась "А у меня в памяти тарелки и кружкИ с "общепитом")))
УдалитьАнна Борисовна, а помните фарфоровый водочно-коньячный набор "Рыбки" ? Был почти в каждой семье. Наверное, был доступен многим (у нас не было такого сервиза, мы в это время жили в ГДР), а теперь его тоже уже продают коллекционеры. Вообще, фарфор послевоенный - это уже отдельная история, и тоже интересная.
УдалитьА сейчас... Ну один Китай в продаже. А все потому, что у нас и производства такого массового нет, да и цены у китайской посуды меньше в разы. Какая уж тут история...
Да и в послереволюционное время творили ТАКИЕ художники талантливые! Малевич, Петров-Водкин... Завод существует и сейчас, и петербургская школа искусства фарфора – тоже. С 1993 по 2002 годы ЛФЗ переживал черную полосу, что было связано с незаконной скупкой акций завода иностранными инвесторами. В 2002 году, когда завод купил российский предприниматель Николай Цветков. И сейчас тут трудятся художники Т.Афанасьева и Г.Шуляк, Н. Петрова и О. Матвеева, М.Сорокина и С.Соколова и др. В 2005 году заводу вернули его прежнее название Императорского фарфорового завода. Конечно, это элитарная посуда, не для широких масс и возможностей, для потомков есть что оставить.
Возможно, сейчас народные промыслы и народные умельцы восполнят этот пробел недоступности фарфорового искусства всем и каждому. По ярмаркам походишь, иногда такие шедевры найдешь... Думаю - это история
Кстати, этот коньячный набор есть у моей сестры. Его подарили нашему деду на 60-юбилей в 1959 году)))
Удалитьдородные же девицы на фарфоре - прямо нестыковка какая-то между изыском деликатного материала и основательностью пролетариата))
ОтветитьУдалитьИр, а то! Это жеж СОВЕТСКИЙ фарфор! А кто Советскую власть двигать должен? Женщины, с "голубой" кровью, сдуваемые ветром? Нет, самые что ни на есть рабоче-крестьянские! Которая и коня на скаку... Ну, дальше ты знаешь...
УдалитьИрина... Просто загляденье!))
ОтветитьУдалитьПривлекли внимание шахматные фигурки. Интересно, дама с серпом кому и что отсекает? И какую фигуру обозначает? ...и дама ли она, вообще?!!...
Ой, ну просто море эмоций))
Старушки-горчички, интересно, что своим обликом агитируют? Такие безобидные на вид... Прям из сказочки как будто)
Ну... не то, что ты подумала, Светлан... Хотя женщина с серпом - вполне логично, И для чего он - тоже...) У дамы в другой руке снопик пшенички, заметила?
УдалитьСтарушки - да-а. За что агитируют... Чтоб не забывали, что жизнь не всегда -сахар, а иногда и соль, и перец, и горчица)
Вообще кроме ярой агитации много еще фарфора просто на тему рабоче-крестьянскую... Очевидно, старушки - из той серии)
ЗдОрово, Ирина Витальевна! Однажды в Санкт-Петербурге была на выставке агитационного фарфора, но Ваша подборка такая "живая" и интересная! Спасибо огромное за интересный материал!
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, да вы - счастливица! Такую красоту воочию увидеть... Тут никакая подборка не сравнится...
УдалитьФарфоровые изделия - настоящая красота! Очень интересный материал! Спасибо!
ОтветитьУдалитьИрина Михайловна, мне он тоже показался интересным. Тем более агитационный фарфор - это первый вид пролетарского раннего искусства, который увидел весь мир - и оценил! То есть, мы тоже, мол, не лыком шиты )))
УдалитьИрина Витальевна, очень интересная тема, спасибо! Много для себя открыла информации, тем более, что раньше не сильно подробно вдавалась в тему. Из личных впечатлений: когда посещала в Москве Музей декоративно-прикладного искусства (к слову, мне там вообще всё понравилось!), видела вживую и фарфор первых советских лет. Так что ажиотаж коллекционеров вполне понимаю. А талант мастеров восхищает. Кстати, узнала сегодня из поста, что мой земляк, Кузьма Петров-Водкин тоже фарфоровым творчеством "баловался", и удачно, на мой взгляд.
ОтветитьУдалитьВо как! Агния, если напишете о своем талантливом и знаменитом земляке, я буду первой читательницей!
УдалитьИрина Витальевна, вынуждена огорчить: первой точно не будете, поскольку я уже написала о нём (Вы сейчас упадете, это мистика!) 4 (!) ноября 2013 года в посте под названием "Непростой художник с простой фамилией". Буду очень рада, если почитаете.
УдалитьДействительно - мистика!
УдалитьСупер пост! Очень интересно! А я все-таки первая! В этом месяце этого года :)
1) Спасибо на добром слове!
Удалить2) Вот тут точно не поспоришь!))
Здравствуйте, Ирина Витальевна! Спасибо за интересный рассказ! Я и не знала, что были такие "революционные" тарелки! Статуэтки помню, были у бабушки! В советское время помню были чашки и бокалы с надписью "60 лет Октября". Это всё наша история!
ОтветитьУдалитьЯ тоже не знала, Наталия Викторовна! Случайно эту тему нашла... Мы как-то это время пропустили - в Союзе не жили. Но мама моя очень любила посуду и кое-что привезла из ГДР. Там была совсем другая тематика - "Мадонна", например..
ОтветитьУдалитьА жаль...Одна "революционная" тарелочка, выполненная по эскизу того же Петрова-Водкина, поинтересней всей "Мадонны" будет!
очень-очень интересно было читать и рассматривать фотографии...Очень познавательная тема..
ОтветитьУдалитьВ Калининградском музее янтаря представлены изделия из янтаря советской тематики и это так интересно и вызывает восхищение мастерство художников!Но это послевоенный период в истории нашей страны.
А в нашей семье хранятся те самые советские рыбки!!!Я их помню с детства!!!
Нин, очень интересно было бы почитать твой пост о музее янтаря. Может, напишешь?
УдалитьИрина Витальевна, я онемела!!! Читаю и перечитываю Ваш пост! А ведь мне нравится весь агитационный фарфор, каждое изделие уникально!!! Да, есть некоторые "идейные" заблуждения, но с точки зрения исполнения, все эти изделия настоящие шедевры. Кое-какие экземпляры я видела, когда изучала искусство и композицию в институте, но ваша подборка материала просто великолепна!!! Спасибо за пост, я к нему вернусь ещё ни один раз! КЛАСС!!!)))
ОтветитьУдалитьЕлена Валентиновна, особенно приятно читать такие добрые комментарии от профессионала! Меня саму очень увлекла эта тема). А ведь эта информация только по агитационному фарфору, созданному после революции! Если бы еще написать о советском фарфоровом искусстве в послевоенные годы, там есть такие экспонаты, такие шедевры советской эпохи... Хотела тоже поместить их, но решила тематику сузить. Но сама я с удовольствием смотрела и читала!
УдалитьСпасибо вам!
Ирина, я тоже из тех, кто "вернусь ещё"))
УдалитьВот правда - такой материал интересный, что я даже мужа невольно к обсуждению привлекла. Очень захотелось тактильного знакомства с этим фарфором...для полноты ощущений)
P.S. Публика (я) просит расширения тематики по фарфору)
Светлан, возможно и я "вернусь еще")
УдалитьСоветский фарфор меня тоже интересует)
Используйте мультитематические площадки. Крупные площадки имеют внушительный престиж биржа ссылок для продвижения сайта, часть из которого перейдет странице. Проблема в чересчур высочайшей цены на множества таких ресурсах, хотя в потери очень окупятся ростом в поисковой выдаче.
ОтветитьУдалитьОтсутствие фильтров. Владельцы вебсайтов иногда делятся общественной статистикой купить ссылки для продвижения сайта, но сыскать наличествие наказаний вполне вероятно по резкому понижению популярности, убавленью видимости и вылету страничек из индекса.
ОтветитьУдалить