Страницы

пятница, 2 ноября 2018 г.

Планета Китай. О транспорте


«Восток, дело тонкое, Петруха!» – уже более тридцати лет звучат с экрана слова товарища Сухова. Когда впервые была произнесена эта фраза, мы как-то сразу приняли ее на веру. Совершенно не понимая, в чем эта тонкость заключается. Да мы и теперь не знаем. Но уверены, что Восток – дело тонкое. 
А на деле все проще: то, что плохо понято, считается загадочным.
А чтобы понять китайцев, нужно самому стать им. Что, конечно, невозможно. Поэтому остается только одно – удивляться.
А мой рассказ продолжается. Сегодня поговорим… 
О транспорте...
«А вообще, Анюта, в Китае жить и работать можно... Ну, если привыкнуть к некоторым вещам...», – звучал из дочкиного телефона бодрый голосок ее подружки Женьки, которая уехала в эту страну год назад. 
И тут же ее крик в сторону:«Эй, куда прешь, умалишенный! Перехода что ли не видишь?». 
И снова Ане: «Понимаешь, китайский транспорт – это как раз то, к чему придется долго привыкать...»   
Анютка виновато оглянулась на меня: «Мам, правда, ты ничего этого не слышала?» :)
Ну, пусть не слышала, зато потом увидела :)
Китайский транспорт - это то, что поражает. И не только отсутствием правил дорожного движения...
«Вам шашечки или ехать?»
Самый любимый иностранцами вид транспорта - такси. Кстати, довольно дешевый. Особенно, если платить по счетчику.
Практика взаимоотношений иностранцев с местными таксистами примитивна. Покупаем карту местности, где все надписи по-китайски и по-английски. Выбираем нужный объект, и суем под нос водителю. Водитель пристально вглядывается в них две-три минуты, а потом кивает:«Мол, садитесь». По такому же принципу можно использовать и навигатор.
Но и тут может быть загвоздка. Дело в том, что на китайских картах юг всегда вверху, а север внизу. Так что, если карта европейская, то мы услужливо переворачиваем ее водителю  вверх ногами. Иначе не доедете! Или доедете не туда(
Тот, кто не знает этого ньюанса, может попасть впросак. Но мы-то – люди просвещенные! J
Этот удивительный «тук-тук»
Самый распространенный вид транспорта среди местного населения - велосипед. Дороги в Китае ровные, поэтому на велосипеде ездить удобно. Велосипед можно взять напрокат, доехать до нужного объекта, и оставить велосипед по дороге в таком же подобном пункте проката. 
Та же Анюткина подружка Женя вдохновившись тем, что все в Китае дружат с двухколесным другом, решила приехать к Ане на выходной на своем велосипеде. И хотя города, где живут девчонки, находятся в одной провинции, их разделяет 60 км. Вот Женя и решила проделать весь этот путь на велосипеде! Женька, хоть и спортсменка с черным поясом по карате, но силы свои все равно не рассчитала - устала! ... Обратный путь она проделала на моторикше с тележкой для велосипеда, которые нашли для нее китайские товарищи из Аниной школы...
Теперь о том, что  такое моторикши... Это второй по популярности транспорт в Китае вместе с мопедами и мотоциклами. 
Трициклы, или мотори́кши, или тук-тук, как вам больше нравится J
На стоянке в ЖК

Все это — трёхколёсный мотоцикл или мотороллер, предназначенный для перевозки пассажиров или груза.
Трициклы, так же, как и мотоциклы и мопеды работают на аккумуляторных батареях. Зарядки батарейки хватает где-то от 130 до 150 км. 
Я пыталась у припаркованного трицикла заглянуть вовнутрь, там очень уютно...
На этом чудо-транспорте китайцы ездят везде! В магазин за покупками, в гости, на работу. И даже на экскурсии! Так, на паркинге возле участка Мутяньюй Великой китайской стены мы тоже видели моторикши. А ведь туда ехать несколько часов!
И – о, чудо! – для велосипедов, мопедов, трициклов выделены велодорожки. Наверное, единственный положительный момент на дорогах Ланфана. 

И велодорожки почти никогда не бывают пустыми – всегда на светофорах такая вот мото-очередь!

Таких вот электрических мопедов, трициклов и велосипедов больше чем машин. Ну, по крайней мере, в Ланфане.
Куча одежек и все без застежек!
Свои мопеды китайцы «одевают» в такие курточки).


Я думаю, это не затем, что они заботятся о состоянии техники. Просто они целый день проводят на колесах, а эта одежка защищает их от пыли и грязи. Иногда можно встретить велосипедиста или мотоциклиста в маске даже при хорошем экологическом фоне. Маска, как и чехол, тоже хорошо защищает от пыли.
 Часто видишь такую картину – много китайцев на перекрестке на мопедах в масках, упакованы по самое «не хочу», одни глаза видныJ
Соответственно, в городе в общественных местах много стоянок мопедов и всяких тук-туков, причем они никак не зафиксированы, не привязаны, стоят себе спокойненько, празднично одетые, ждут хозяина. В Китае ведь нет воровства!

На дороге: мама, папа, я - китайская семья!
На подобном транспорте ездят абсолютно все - от подростков до людей пенсионного возраста. Очень часто можно встретить семью из трёх-четырёх (!) человек на одном мопеде: мама, папа и маленький ребёнок, который едет стоя, держась за мамину ногу, без какого-либо ремня безопасности!

Выглядит это очень пугающе! Но китайцев это не беспокоит, потому что, передвигаются они медленно, а, следовательно, всегда могут затормозить в нужный момент, который они всегда каким-то образом чувствуют!
И, да, напомню то, с чего начала: на дорогах совсем не соблюдаются правила движения!  А ведь моторикши являются одним из самых опасных средств передвижения по городу из-за отсутствия систем безопасности. 
Вот я грешным делом и подумала:  «Может, поэтому этот транспорт так и называется: "тук-тук"?». Ну, едет он по дороге: «тук-тук... звяк-звяк... бряк-бряк» всеми своими неустойчивыми небезопасными нутрами... А?
Если ты переходишь улицу, машина может выскочить неожиданно, так что на до всегда глядеть в оба.
Водители за здорово живешь пересекают сплошную черту, подсекают друг друга, едут на наш зеленый, и вообще ведут так, как им заблагорассудится.
Вот такое броуновское хаотичное движение )
Этот "красавец." уже побывал в дорожно транспортной передряге, ну и ниче, что фара подбита, зато все еще на колесах!
Но дело не только в транспорте. Китайский пешеход, он тоже, еще тот жук. Если он выйдет на середину улицы, то никогда не отступит назад. Даже под угрозой быть задавленным. 
Возможно, этому есть банальное объяснение: китайцев много. 
А это значит, что между ними идет постоянная борьба за пространство. Вся земля уже поделена. Каждая лужа кому-то принадлежит. Один там выращивает креветки, а другой лягушек. Поэтому китаец никогда не отступит назад, так как пройденное пространство он считает завоеванным, а свое настоящее местоположение – законной собственностью. 
Визг тормозов, и машина объезжает стойкого оловянного китайца. А «шо» делать? Кому  легко?
«Уж сколько раз твердили миру!..» 
Эти слова вполне подходят и к постоянным напоминаниям о необходимости соблюдать ПДД. Вот поэтому в Китае ввели новую систему острастки пешеходов на переходе: их просто «мочат не глядя»))). А как? А так.
Пробежал китаец на красный - готовься сушить штаны. 
На переходах устанавливают специальные столбы, которые имеют сенсоры движения и реагируют на пешеходов, которые не соблюдают правила. Опрометчивых китайцев устройство предупреждает, что переход дороги может быть опасным. Наглецов, которые все-таки решили перебежать на красный, обливает водой. 
Устройства установлены в качестве эксперимента, однако местные жители уже отнеслись к такому нововведению скептически. Многие считают, что оно приведет только к лишним расходам воды, будет отвлекать всех пешеходов и пугать пожилых людей.
Кстати, при всей хаотичности движения, аварии на дорогах случаются редко. Для того, чтобы этого добиться, тоже надо быть китайцем. Потому что китаец-пешеход знает, что в мозгах у китайца-водителя и наоборот. Как они друг друга вычисляют, уму непостижимо. Кажется, все подчинено двум взаимообогащающим негласным правилам: для водителя – не дави пешехода, для пешехода: не попади под машину. Других правил на дороге нет! И это работает!

26 комментариев:

  1. Н-дяяя... Ирина, ты открыла нам глаза. Похоже, из всех китайских правил дорожного движения самое неукоснительное - мопед должен быть в курточке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, похоже именно так) Очень ценный, хотя и неожиданный, вывод! Отличных выходных, дорогая!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
    Удивительно, китайцев много, а дорого не переполнены... может всё дело в том, что у нас машин слишком много? На великах и мопедах как-то меньше места занимают, да и движутся медленнее. Хотя, по городу в час пик тоже особо не разгонишься.
    Интересная идея с обрызгиванием, наверное в России подсмотрели - у нас у каждого перекрёстка после дождя "бесплатная" раздача воды из луж гарантирована, если близко подойдёшь к обочине. Да и не близко - тоже, только и успевай уворачиваться.
    Интересный Китай! Завидую хорошей завистью - Вы это видели своими глазами!
    Анютке привет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, это потому вы машин мало увидели, потому что я в основном велодорожки фотографировала - я их вообще впервые увидела! Ну, и мопеды-велосипеды с пассажирами. А машин на дорогах не меньше, чем у нас.
      Наверное, мы с китайцами в чем-то похожи. У нас ППД тоже оставляют желать лучшего, да и обрызгать пешехода - тоже запросто)
      Отличных выходных вам и вашей дружной семье!!!

      Удалить
  3. Вот! Я давно утверждаю, что только взаимная вежливость на дороге приведет в сбалансированности движения)
    Давненько смотрела по телевизору про какую-то страну, где принцип ПДД - отсутствие ПДД)) и отлично работает!
    Вечером опять будут читки:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, да не знаю, что и думать. Когда основное правило - Отсутствие всяких правил, последствия могут быть самые непредсказуемые. Бывалые путешественники говорят, что пострадавшему пешеходу в Китае и не помогут, потому что вызов скорой помощи за счет водителя. Легче оставить его на дороге решать свои проблемы самому. Не знаю, верить этому или нет. Не хотелось бы верить, но я не так много жила и наблюдала эти стороны китайской жизни.
      Удачных вечерних читок, дорогая! Ты прям меня радуешь и радуешь!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Ну вот, а говорят, что русские бесшабашные... Нет, я представила, как в конце перехода на красный старушку обливает водой... Так и до инфаркта недалеко. Нет, в наших местах итак сырости много! Но вот поездки всей семьёй - это интересно!
    Спасибо за интересный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, поездки всей семьей правда интересно, когда это внутри маленькой машинки - трицикла происходит. Я, как любопытная Варвара, все пыталась заглянуть вовнутрь и сфотографировать эти миниатюрные сидушки (фото с белой машинкой трициклом), а там много народу помещается! я думаю, это здорово! И разгружает основные дороги от машин. И не так влияет на экологию, ведь они все работают от аккумуляторов. Поэтому, я ЗА. Ну, кроме поездок всей семьей на великах, это более опасное мероприятие )
      Старушки, облитые водой, да... это не весело, и не у всех старушек есть пнимание и чувство юмора)))
      Удачных вам выходных! Солнечных деньков! Приятного отдыха!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Прочитали с мужем и... в полном недоумении - надо же!!! Вот как так, дороги и без машин!? Хотя сами китайцы на мировой рынок очень много автомобилей производят! Я думаю, что такое количество мопедов и маленьких "мобилей" благодаря дешевизне и... желанию попасть быстрее туда, куда нужно! А вот про карты не удивлена, что юг сверху!)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, добрый вечер!
      Дороги в Китае вовсе не без машин. Просто я не увидела в автомобильном транспорте что-то новое и интересное... Поэтому фотографировала и писала о тук-туках, которых у нас нет. И велодорожек у нас нет, нам нужно в этом у китайцев поучиться! Что же касается автомобильного транспорта, то пробки фотографировать не хотелось, но знаю, что основная масса китайцев предпочитает автомобили отечественных производителей - и тут проявляется их патриотизм)
      Доброго вам вечера, приятного путешествия!

      Удалить
  6. Ирина, не соблюдение ПДД - это страшно! Как вы в Китае улицы переходили? Интересны маленькие машинки, велосипеды, мопеды, моторикши! Вы довелось на них прокатиться? Какие впечатления?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мы переходили улицы короткими перебежками))). Маленькие машинки мне тоже понравились,я бы тоже себе такую купила) Прокатиться не удалось, потому что знакомых не было с такими машинками). А вот в Пекине туристов катают на велорикшах, это коляска, "запряженная" в велосипед. Очень сомнительное удовольствие и небезопасное... Ирина, добрых выходных вам!

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Витальевна. Как интересно! И все таки, правила существуют и светофоры есть?! При таком раскладе опасно ездить на мопеде всей семьей - я бы не рискнула. Подобного рода картины движения транспорта можно наблюдать и у нас на дорогах покрытых сплошными ямами(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нелли, правила существуют и светофоры работают, такие же как и у нас - красный, желтый и зеленый ))) Только эти правила не соблюдают... Вот и я думаю, что у нас на дорогах тоже не любят соблюдать ПДД, ни на светофорах, ни на переходах... Где я видела вежливость на дорогах - это в Кавминводах, когда в Пятигорске была.
      Прекрасных вам выходных!

      Удалить
  8. Ирина Витальевна, спасибо Вам за продолжение китайской истории!
    Читаю и восхищаюсь записками путешественника!
    Вопросы даже задавать не буду, потому что друзья и коллеги всё уже спросили ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, рада вас тоже порадовать))) Вы один из самых активных моих читателей, спасибо вам! Это еще не конец))) Еще пару недель будут длиться китайские заметки.
      Доброго вам вечера, отличных выходных!

      Удалить
  9. Ирина, невероятно интересно! Спасибо за рассказ, да уж, не такое это простое дело - путешествие в Китай!)))
    За счет преобладания электротранспорта воздух должен быть чище?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, я тоже так думаю, что воздух должен быть чище. Но беда вся в том, что не транспорт - причина загрязнения, а промышленные предприятия. Увы. Спасибо тебе за комментарий, отличных выходных!

      Удалить
  10. Очень интересно, Ирина Витальевна. Понравился и транспорт "Тук- тук" и одежка на веломопедах. скорее всего, это самый безопасный транспорт, да и экологически чистый. При их плотности населения, машины бы просто стали на улицах города

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, до недавнего времени все китайцы были на мопедах и велосипедах. Машины не столь популярны у среднестатистического китайца. Поэтому трикцилы и велосипеды даже с тележками позади - везде!
      Доброго вам вечера!

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Витальевна! С большим интересом читаю Ваши "Записки путешественницы"! Мало чего мы знаем о Китае! Всё удивительно! Спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, поделюсь секретом: следующий пост о еде. Вам, как настоящему кулинару, наверное, будет интересно... Доброго вечера, отличной недели!

      Удалить
  12. очень похоже на Вьетнам. Там тоже сплошь мопеды, велосипеды, мотоциклы.
    Ездят без правил, на честном слове, один на другом)
    Маски - думали, от пыли и газов, оказалось - от загара)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Ир, очень похоже на многие восточные страны. Маски - от всего. Прям панацея.
      Хорошей рабочей недели!

      Удалить
  13. Вот вроде много читала о Китае, много передач смотрела, но с такой точки зрения жизнь в стране никто не освещал. Интересно и с юмором)))
    На великах катается вся Европа - выгодно, для организЬма полезно. Но там везде ВЕЛОДОРОЖКИ, в том числе на переходах. Можно сесть на двухколесного друга и смело ехать из пункта А в пункт Б, не переживая, что твоя дорожка где-то закончится. А у нас... Одна видимость. Пару метров сделали, а потом лужа или канава.
    Кстати, не раз видела, как китайцы-туристы лёгкими перебежками пересекают наши дороги на вполне себе зеленый свет. А ноги у этого феномена вон оказывается откуда растут)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, рада вам!
      Велодорожки в России видела только в Калининграде. Но в Калининграде велодорожки выделены из пешеходного полотна. А в Китае от проезжей части львиная доля отрезана под велодорожки. Велосипеды и тук-туки ездят именно по ней.
      В Калининграде я никак не могла привыкнуть к велодорожкам, все время залезла на их территорию. Вот темный российский человек, куда нам до Европы)
      Мои калининградские друзья каждый год всей семьёй участвуют в Тур де Франс, велопробег в сентябре у них что-то вроде ритуала)
      Галина, спасибо, что заглянули! Хорошего дня!

      Удалить