Время пролетело незаметно, и снова наступила ПЯТНИЦА! Ура!
Как настроение? Отличное? Как погодка? Погодится?
У нас всю неделю была холодина-дождина и даже "снежина-градина"...
И хоть травка еще не совсем зеленая, псы в восторге!
Весна тянет на знакомство с дамами...
Но дамы поджимают хвост и отворачиваются... Ах, женщины, коварство ваше имя!
ПОСТ или не ПОСТ? Вот в чем вопрос...
Читала, что пост соблюдают менее 50 процентов россиян. А все потому, что не знают, что он может быть вполне приятным.
Не знала об этом и я...
Не знала об этом и я...
А в этом году решила для себя – буду поститься!
Правда, нет чтобы для начала выбрать для себя щадящий да нестрогий
пост: допустить в меню рыбу, например… Так нет же! Прям с места в карьер!
В первый же день с перепугу я наготовила кучу постных
блюд и наелась до отвала!
В последующие дни я по привычке лезла в кухонные ящики и
шкафы в поисках вкусняшек. Так, что даже моя дочь мне напоминала: «Мама, у тебя
пост!».
«Помню-помню!», – ворчала я. И все равно ныряла в
холодильник…
Вообщем, я сама себе напоминала вот этого голодного кота на холодильнике J
Спрашиваю, интересуюсь, как выдерживают пост мои знакомые,
что готовят, ходят ли в церковь… И как вообще пост влияет на жизнь моих друзей.
Один мой знакомый рассказывал, что в первый же день поста
сильно поругался с товарищем (:
Подруга поделилась, что в пост перестала вдруг молиться
по утрам и вечерам, хотя раньше никогда не забывала.
А ее начальник, который тоже постится, вдруг стал
невыносим и придирается к подчинённым по поводу и без повода …
Другая подруга сказала, что ей постоянно хочется есть, она
налегает на мучное и жутко поправляется…
Да уж, для многих пост – испытание и телесное, и духовное, да лукавый не дремлет!
Надо привести свой мысли и знания в порядок. Ну, и
желудок, конечно тоже!
ПОСТИМСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Но чтобы не стать как эти собачки,
травоядно-сыроядной, а питаться все же пищей горячей, предлагаю совершить
кулинарные путешествия по постным блюдам.
Мне очень нравится видеосюжет
с этими псинками: я хоть не особо люблю болгарский перец, но они так заманчиво
хрустят!
Лично я благодарна новому своему питанию, что открыла для
себя овощные супы. Раньше готовила только на бульонах.
Специальных рецептов нет. Для себя я поняла: «Чем больше
зелени, тем лучше!».
Например, вот такой супец я приготовила совсем недавно.
Порезала соломкой картофель... Замочила чечевицу... И забросила все это в кипящую воду и варила до готовности.
На терке потерла морковь, лук порезала кубиками.
И пока они пассивировались на сковородке, нарезала зелень: петрушку,
укроп, шпинат и сельдерей.
Все закинула в кастрюлю и довела до кипения.
Вуаля!
На работе нашла вот такую красочную книгу:
И хочу поделиться несколькими рецептиками.
Начнем с салатиков)
Продолжим кашами...
овощами и чем-нибудь по-серьезнее)
Закусить лучком, да запить кваском…
История православия оставила нам много воспоминаний и записок известных людей, в том числе и писателей, о том как постились на Руси.
В дореволюционной России улицы городов дважды в год переживали поразительную перемену — после Святок и после Масленицы.
В дореволюционной России улицы городов дважды в год переживали поразительную перемену — после Святок и после Масленицы.
Писатель В. А. Инсарский, родившийся в 1814 году в Пензе
и проживший там 18 лет, вспоминал:
«Наступал
чистый понедельник. Событие, совершенно незаметное в шумном, многолюдном и
набитом всевозможными национальностями Петербурге, но сразу перевертывающее
провинциальный русский, православный город. Путешественник, проехавший чрез
Пензу во время масляницы и потом вернувшийся туда великим постом, положительно
не узнал бы города, до такой степени сильно и мгновенно менялась его
физиономия. Улицы, полные экипажей и народных масс, были совершенно пусты. Вид
людей, вчера еще веселый и оживленный, был скучный, унылый, какой-то
мертвенный. Самая одежда их была великопостная, как будто приберегавшаяся
именно для этих печальных дней. Одним словом, жизнь, кипевшая недавно ключом,
веселье, царствовавшее всюду, щегольство и франтовство, которыми каждый
старался перебить другого, исчезали совершенно и заменялись величайшею тишиною,
скромностью и смирением. Как будто действительно все житейское, со всеми
страстями и увлечениями, отлагалось в сторону и все проникались единственно
благоговением к тем событиям, о которых должен поведать наступивший великий
пост. Церковные колокола перезванивали таким заунывным печальным образом, что
один этот звон сам по себе наводил тоску и уныние. Такого мрачного звона не
услышишь в течение целого года».
В некоторых семьях в Чистый понедельник не только все
скоблили и мыли, но и окуривали. Писатель И. С. Шмелев, чье детство прошло в
Москве в 1870-е годы, зарисовал этот ритуал:
«Отворяется
дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу
горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит
за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар,— священный. Я и
теперь его слышу, из дали лет. Священный…— так называет Горкин. Он обходит углы
и тихо колышет тазом. И надо мной колышет».
Те, кто вырос в семьях с умелыми поварами и кухарками, и
о постных блюдах вспоминали аппетитно.
Росший в 1810-е годы в Рязанской губернии сын Зарайского
уездного предводителя дворянства В. В. Селиванов писал:
«Пост
в нашем доме наблюдался строго, но и по обычаю тогдашнего времени великопостный
стол представлял страшное обилие яств. Дело в том, что при заказывании
великопостного обеда имелось в виду угождение вкусам, кто чего пожелает: а
вследствие этого собранный для обеда стол кроме обеденных мисок, соусников и
блюд весь устанавливался горшками и горшечками разных величин и видов: чего
хочешь, того просишь! Вот кашица из манных круп с грибами, вот горячее, рекомое
оберточки, в виде пирожков, свернутых из капустных листов, начиненных грибами,
чтобы не расползлись, сшитых нитками и сваренных в маковом соку. Вот ушки и
гороховая лапша, и гороховый суп и горох, просто сваренный, и гороховый кисель,
и горох, протертый сквозь решето. Каша гречневая, полбенная и пшенная; щи или
борщ с грибами, и картофель вареный, жареный, печеный, в винигреде убранном и
винигреде сборном, и в виде котлет под соусом. Масло ореховое, маковое,
конопляное, и все свое домашнее и ничего купленного. Всех яств и не припомнишь
и не перечтешь».
Через полвека в московских семьях постное меню было еще
богаче. Известный писатель И. С. Шмелев вспоминал:
«В
передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками
укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом,— такая
прелесть. Я хватаю щепотками,— как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во
весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?
Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой,
горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки…
мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох
моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, халва… А жареная
гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а
гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу,
какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек
клюквенный с ванилью, а…великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с
осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с
маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая,
сладкая-сладкая "рязань"… а "грешники", с конопляным
маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..»
Забытое горячее блюдо калью готовили из очищенных соленых
или маринованных огурцов, паюсной икры и лука. Все это резали кусочками,
заливали огуречным рассолом и водой и варили в горшочке. При подаче на стол
приправляли перцем.
Все молочные каши, супы и кисели делались на постном
молоке — маковом, миндальном, конопляном. В каждой дореволюционной кулинарной
книге были их рецепты. Например, Е. И. Молоховец рекомендовала:
«2
стакана белого, но лучше серого мака обварить кипятком, дать постоять, слить
воду, опять обварить кипятком, слить, перемыть в холодной воде, откинуть на
сито, сложить в каменную чашку, тереть пестиком, пока все зерна не разотрутся,
когда мак побелеет, влить 2–3 стакана кипяченой воды, размешать, процедить,
выжать, положить 2–3 куска сахара».
В дореволюционной Москве эти постные продукты
десятилетиями продавались в одном и том же месте — «на льду» Москворецкой
набережной.
«С
самого раннего утра "чистого понедельника", почти с рассвета
открывался всемосковский грибной торг. Это было грандиозное скопление товаров,
саней, продавцов и покупателей. Трактиры и рестораны запасались здесь постной
провизией до самого лета. Рынок тянулся беспрерывной линией от Устьинского
моста до Москворецкого, а в иные годы даже еще далее — к Каменному мосту».
Но лучше И. С. Шмелева этот «универсам» под открытым
небом никто не описал:
«Какой
же великий торг!
Кустодиев. "Вербный торг у Спасских ворот в Москве". 1917.
|
Гоголь и пост
Интересные свидетельства современников о том, как
соблюдал пост Николай Васильевич Гоголь. Гоголь был необыкновенно строг к себе
и боролся со своими слабостями. Так, в Италии он сам бегал на кухню и учился
приготовлять макароны. А между тем очень редко позволял себе такие увлечения и
был в состоянии довольствоваться самою скудною пищей, и постился иногда как
самый строгий отшельник, а во время говенья почти ничего не ел. Бывали
дни, когда Гоголь питался одной только просфорой. Еще он «умерил праздность»,
то есть, попросту говоря, не позволял себе спать, по ночам молился, утром шел к
заутрене, а днем позволял себе разве что ненадолго присесть в кресло.
Историк Всеволод Андреевич Чаговец, хорошо знавший быт
семьи Гоголей, рассказывает, что Николай Васильевич не превосходил набожностью
своих родных, проникнутых с самых младенческих лет религиозным настроением.
Лишь в отношении соблюдения поста он держался несколько иного взгляда; в
постные дни, когда в деревнях готовились разнообразные постные блюда, различные
винегреты и тому подобное, он даже иногда бывал недоволен. «Какой же это пост,
когда все объедаются еще хуже, чем в обыкновенные дни?» — говорил он, отодвигая
подальше блюдо с какою-нибудь заманчивой постной пищей…
«Господа не постятся…»
Постная еда для многих была большим испытанием и в
дореволюционной России.
Да и постились не все православные. В 1866 году генерал Д.
Е. Остен-Сакен в своих «Мыслях о воспитании детей…» писал:
«Не
стану распространяться о посте, скажу только: господа не постятся, а прислуга
их постится. Спрашивается: кто должен подавать пример силы воли и исполнения
обязанностей, предписанных церковью по заповеди Божией: господа слугам или
слуги господам?».
Но в постившихся семьях, где росли подростки, не
приходилось выбрасывать ни кусочка — съедалось все до капли и крошки. Писатель
и врач В. В. Вересаев вспоминал о своих школьных годах в Туле:
«В семье нашей царил очень строгий религиозный дух. Мы
постились сплошь все посты: великий (семь недель) — весною, петровский (с
месяц) — летом, успенский (две недели) — осенью и филипповский (шесть недель) —
зимою, перед рождеством. Кроме того, постились каждую среду и пятницу. Очень от
этих постов приходилось тяжко, и, думаю, много они принесли нам вреда, особенно
тем из братьев и сестер, которые были не так крепки, как я. Было непрерывное
ощущение голода, чисто физическая тоска в теле и раздражение, тупая вялость в
умственной работе. А работа умственная требовалась колоссальная; пять часов
продолжались уроки в гимназии; придешь домой,— обед, час-два отдыха; от пяти до
шести — занятия с гувернанткою нашей Марией Порфирьевной, один день немецким
языком, другой день французским; потом уроки учить часов до одиннадцати. Часов
десять умственной работы! Это у ребят одиннадцати, двенадцати лет! И как мы все
от этой умственной работы не сделались идиотами! И вот, при такой-то работе:
утром — пустой чай без молока, на большой перемене в гимназии — пара пеклеванок
или половина французской булки; идешь домой,— по всему телу расходится молодой,
здоровый аппетит. И на этот аппетит — обед: картофельная похлебка, политая
постным маслом, и рисовые котлеты с грибным соусом. Встаешь из-за стола, как
будто не ел. Первые тут начались душевные бунты:
«Какое удовольствие Иисусу Христу или богу-отцу, что я
такой голодный и несчастный?».
Радуйтесь и молитесь!
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все
благодарите» (1 Фес.5:16-18). Этот мудрый совет апостола в великопостные дни
очень кстати.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без
вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как
причин для уныния нет.
Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона
великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я
отвлекаюсь на мирскую суету».
Думаю, что причин для переживаний нет. Мы это делаем для
себя. А Господу нужен не наш желудок, а сердце.
Поэтому, постясь, не забываем о духовном. Чтобы пост не превратился в простую диету.
Постараемся жить, как сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»
Поэтому, постясь, не забываем о духовном. Чтобы пост не превратился в простую диету.
Постараемся жить, как сказал преподобный Амвросий Оптинский: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!»
С ПЯТНИЦЕЙ ВАС, ДРУЗЬЯ!
Здравствуйте, Ирина Витальевна!
ОтветитьУдалитьВот уж точно, пост - это не повод ограничить себя до такой степени, что "на всех бросаешься и ропщешь"
Пост - это обратиться к миру, нести добро в мир, побольше уделять внимания близким.
Постная кухня очень разнообразна. И не всегда то, что мы считаем "постным" - на самом деле подходит к пище во время Поста.
В нашем понятии "постная еда" - это без мяса, яиц и животных продуктов.
На самом деле "постная" - это такая, которая готовится очень быстро, и способна не довести человека до истощения.
Постная пища близка к натуральной: картошка в мундире или запеченная - это блюдо для Поста.
А вот пюре, жареная, картофельные котлетки, запеканки, зразы - это диетические постные блюда.
Ощущаете разницу?
То есть еда во время Поста "не тешит утробу", а помогает восстанавливать силы.
Ирина Валерьевна, доброго вечерочка!
УдалитьЯ с вами согласна, что постная пища простая. Но не простая в приготовлении, а из самых простых продуктов, без изысков. Потому как эти самые изыски попахивают страстями к пище, а их нужно избегать, в этом смысл всего поста.
Я смотрю программу "Монастырская кухня" на СПАСе, например, сегодня там готовили зразы из пшена и грибов. Продукты простые, приготовление - не очень. Если б было все так просто, то сварили бы пшенную кашу и потушили бы грибы с луком. Ан нет.
По поводу утробы тоже согласна.
Но вот лично для меня... Я не такая "продвинутая" в блюдах, что мне главное соблюсти требования поста - не есть скоромного. Так что для начала, мне "постная еда" тоже подойдет) Ограничение я для себя сделала, и вполне ощутимые без мяса и молока, плоть укротила). Ведь все это чисто индивидуально. Так и священники говорят: "Главное отказаться от того, что любишь. Это и будет испытанием тела" (в последнее время много слушаю передач на эту тему).
Ну, это мое мнение. Каждый сам для себя решает с благословения батюшки, как ему поститься. Одно дело церковный устав, другое дело - каждый человек в отдельности.
Ирина Валерьевна, очень вам рада, тем более такому продвинутому кулинару, разбирающемуся в тонкостях блюд) Ценю ваше мнение!
Здравствуйте, Ирина Витальевна! Очень содержательный и интересный рассказ у Вас получился))) Только...разрешите поправить. Слова "жить не тужить, никому не досаждать, никого не осуждать. И наше Вам почтение" - перефраз слов преподобного Амвросия Оптинского: "Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!"
ОтветитьУдалитьПо поводу меры поста - здесь очень важно не скатиться в гордыню. Именно так проявляется наше самомнение, тщеславие, которые лезет из всех щелей. Пост - время нового и нового познания и открытия себя. То, на что не обращалось внимания, что просто спало и дремало внутри нас, во время поста выходит и бьет нещадно. Внешние обстоятельства тоже ополчаются: начинаются ссоры, нас обижают, о нас сплетничают, говорят гадости. А уж о восстании помыслов я вообще не говорю, это, пожалуй, самое страшное. Но именно в этом и проявляется духовная брань: во-первых, увидеть и осознать, что в нас гнездятся такие страсти, о которых и помыслить страшно, а во-вторых, просить Бога простить нас за это и дать направление, как с ними бороться. Это очень долгая и упорная борьба, самая трудная и беспощадная. Борьба с самим собой, борьба со своей змеей, которая и днем и ночью шепчет: да зачем тебе этот пост, кому это надо? Включи музыку, ешь мясо, пой, веселись, пляши! Забудь о том, что все мы когда-нибудь умрем, что рано или поздно наступит этот час для каждого, да и потом: кто сказал, что всё это существует? И т.д., и т.п. Помогают службы, концентрация, взывание к Богу. А перед людьми ничего показывать нельзя, ведь, как Вы правильно заметили, пост мы соблюдаем для себя. И очень важно понимать, зачем всё это нам нужно.
По поводу постных рецептов - ой, 20 лет думаю, что приготовить. Многое что находила. Если Вы не были у меня на страничках, приглашаю Вас почитать некоторые постные рецепты. Готовлюсь опубликовать еще.
Салаты
Разное - первые и вторые блюда, салаты
Еще много идей
Скоро будет еще! Ангела за трапезой и Бог в помощь!
Светлана, какой у вас большой стаж постов! Ого! Преклоняюсь.
ОтветитьУдалитьО ваших блюдах читала о некоторых. Конечно, работающему человеку нужно очень много времени, чтобы что-то приготовить новенькое и сытное для поста, поэтому, стараюсь его выкроить. Для меня это сложно, потому что привыкла готовить для кого-то, а для себя не привыкла. А тут приходится готовить себе отдельно. Но ниче. Прорвемся с Божией помощью)
По поводу гордыни. Гордыня о том, что пощусь. И бравада, что не пощусь. Тоже гордыня.
Вы правы, с собой и со своими страстями бороться тяжело. А с гордыней - особенно. Ну это лично для меня.
Да, я помнила когда-то, что эти слова сказал Амвросий Оптинский, когда писала пост искала автора и не нашла. Исправляюсь, спасибо вам!
Сохрани Господь вашу семью и вас, Светлана!
Добрый день, Ирина Витальевна! Для меня ограничения очень сложны, пусть у Вас все получится!
ОтветитьУдалитьАня, для меня тоже сложны) Но, с божией помощью пробую) Рада вам!
УдалитьИрина Витальевна,здравствуйте! Внимательно и с удовольствием прочитала всю информацию. Спасибо! Я не соблюдаю столь строго требования по питанию из-за здоровья, но всё же стараюсь сдерживать себя ... Но мне кажется, что главнее заглянуть в себя духовно...
ОтветитьУдалитьЗдоровье - самое главное, Людмила! Духовник может скорректировать правила поста с прихожанином в любом случае, а в случае болезней - тем более. Духовно и телесно, все это две составляющие поста, тут важно все. Потому как плоть слаба, а человек так устроен, что духовное к нам приходит через уязвимость плотскую. О, как сказанула! Ну, я думаю, мысль понятна)
УдалитьСпасибо, что заглянули в гости. Очень вам рада!
Ирина, спасибо за постные рецепты! Чечевицу я никогда не ела. Что-то боюсь варить из чечевицы. Боюсь, что никто есть не будет. А за салатики спасибо! Я тоже замечала, что люди, кода постятся в первый раз, иногда становятся раздраженными.
ОтветитьУдалитьИрина, если вы любите бобовые, то чечевица вам понравится. Что-то похожее на горох, но не разваривается. Можно варить чечевицу как кашу.
УдалитьДумаю, что люди становятся раздраженными не от того, что им еды не хватает, а потому, что лукавому не нравится то, что мы постимся, работаем над собой и телесно, и духовно, вот он и злится) Вынуждает нас на гневливость. Нужно не потакать ему, сдерживать себя. И все будет хорошо!
Ирина, здравствуйте. Как всегда с интересом прочла Ваш пост. Я вот никак не решаюсь начать поститься, хотя отдельные постные блюда готовлю не только в пост, но в течение года. Люблю зеленый постный борщ (без мяса), добавляю в него листья щавеля, свеклы (замороженные), зелень. Получается не хуже, чем с мясом (вообще в супе мясо не люблю). Любимый салатик: пекинская капуста, свежий огурец и укроп с растительным маслом!
ОтветитьУдалитьСветлана, вот за рецептики - отдельное мерси! Щавель и я люблю, но мне его кислота противопоказана( А вот листья свеклы, это идея, тем более у нас на рынках уже появились листья свеклы молоденькой. Из нее часто делают осетинские пироги, но в суп - здорово, попробую! Пока остановилась на шпинате, как наиболее мне приемлемой травке)
УдалитьПекинскую капусту взяла на вооружение! Обязательно приготовлю! Как всегда вам очень рада!
Ирочка, добрый день! Объёмная информация, но очень интересная! Фразу "Жить-не тужить..." запомнила из фильма "Благословите женщину". Канал Спас тоже смотрю...как говорят священники и моя бабушка :"Главное, не ...есть людей", то есть, не осуждать! Есть понятие поста гастрономическое, есть-духовное. Пост без молитвы-просто диета. Каждый соблюдает по силам и состоянию здоровья. Да, у Шмелёва описание постного рынка-замечательное!) Спасибо, было интересно)
ОтветитьУдалитьИриша,доброго дня! Да, именно в этом фильме я впервые услышала перефраз слов Амвросич Оптинского. И да, очень точное высказывание: не есть людей, хотя только этим духовный пост не ограничивается ) Шмелев, конечно чудный писатель, у него столько духовных правильных книг...
ОтветитьУдалитьДа, Ира, " Лето Господне" И.Шмелева-энциклопедия патриархального быта православной семьи.
УдалитьИрина Витальевна, а я всегда любила овощи, каши, мясо и молочка - по минимуму, так что для меня пост - это совсем просто. Спасибо за ваш пятничный выпуск, почерпнула много "вкусненького" как для кухни, так и для души
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, доброго вечера! Для меня мясо исключить из рациона не так проблемно,как молочные продукты. но пока справляемся) Рада, что заглянули в гости!
УдалитьНе созрела для участия в посте. Это то же самое, как с крещенскими купаниями. Многие воспринимают их как показательные выступления с обязательной фиксацией на видео и выкладыванием в сеть.
ОтветитьУдалитьА тут ведь дело очень интимное, не требующее суеты)
Ирина, на крещенские купания отваживаются не все. Ну и молодцы, что отваживаются. Недавно услышала мысль: неважно как ты приходишь к Господу, путь не у всех один, пусть так, главное, чтоб пришёл. Доброго, мирного, светлого вечера!
Удалить