Страницы

пятница, 7 июня 2019 г.

Совсем другое время

25344108 (700x525, 2534Kb)Когда наступает лето, а за ним – и сама первая летняя ПЯТНИЦА, то, согласитесь, очень сложно настроиться на работу… 
Поэтому мы с особым  нетерпением ждем  пятницу и очередной выходной!
Кто-то уже на «морях» и в горах, ну, а для тех, для кого отпуск еще не наступил, в выходные нет возможности выехать за город, могу посоветовать отличное чтение! С полудетективным сюжетом, интеллектуальным юмором, любовной интригой на берегу пышного и знойного крымского побережья. От финалиста премии «Большая книга» уже известного многим Евгения Водолазкина.

О моде на книги и о ВНЕвремени
Нравится мне эта тенденция в современной литературе – когда писатели становятся модными. Мода, в широком смысле этого слова, конечно, вещь спорная и непредсказуемая. Но в литературе, с моей точки зрения, абсолютно положительная. «Как! Ты не знаком с произведениями Гузель Яхиной?».
«Как, ты не читал Водолазкина?». Бальзам для души! Чтобы не прослыть НЕсовременным, Немодным, Неуспешным, НЕсамодостаточным, НЕчитающим и вообще – НЕэрудированным человеком – люди читают! Пусть в рамках марафонов, или флешмобов, устраиваемыми издательствами, пусть в электронном виде, но все-таки, читают.
Модный, молодой, современный писатель Евгений Водолазкин уже завоевал сердца многих читателей. В нашей библиотеке имеются почти все его произведения. И за книгами этого автора уже образовалась очередь – все хотят познакомиться с лауреатом премии Большая книга.
Не скажу, что мне нравится все, что он создал.  «Авиатор» разочаровал. А вот «Лавра» прочла с огромным удовольствием, удивляясь глубине этой книги, мудрости и простым православным истинам, которые мы все знаем, но не особо заморачиваемся над размышлением о той духовной силе, которую они несут. Просто проходим мимо. Книга «Лавр» заставляет думать. А еще «Лавр», несмотря на свою литературную молодость, разобран на цитаты.

И вот еще один роман прочитан. Роман «Соловьев и Ларионов».
Этот роман уже выходил отдельным изданием - в 2009 или 2010 году, в издательстве НЛО. Книга прошла совершенно незамеченной: Водолазкин еще не был никому известен, да и тираж был небольшой. Но после триумфа «Лавра» роман «Соловьев и Ларионов», наконец, заслуженно обрел своего читателя в новом переиздании – сборнике произведений писателя «Совсем другое время».
Как писал Лев Данилкин, книжный обозреватель «Афиши», об этом сборнике:
«Да уж — совсем другое время, никак не Древняя Русь; и совсем другой, не тот, что в «Лавре», Водолазкин: ироничный, меланхоличный, занудный, остроумный; все время разный, никак не сводящийся к какой-то одной манере».
И я могу сказать, что все романы автора абсолютно разные, точек соприкосновения нет и в помине... Но, лейтмотив один: вневременность. Времени, по мнению автора, не существует: оно переплетается  в судьбах героев, пусть разных, разделенных полувековым промежутком, но близких и взаимосвязанных…

Роман «Соловьёв и Ларионов» повествует о двух судьбах: о судьбе генерала Ларионова и историка Соловьёва, который пишет диссертацию о личности генерала. И, как сказано, в аннотации к книге: история жизни генерала «вдруг удивительным образом начинает влиять на его собственную жизнь».

В краю магнолий, или Крымские перепетии
Молодой историк Соловьев отправляется в Крым, чтобы собрать биографические материалы о белогвардейском генерале. Здесь, в Крымских горах, в далеком 1920 году генерал Ларионов находился в затяжном противостоянии с большевиками. Именно в Ялте находятся таинственные рукописи, раскрывающие тайну идентичности дневниковых записей генерала и рапорта красного командира о взятии Ялты большевиками.

… Море, пальмы, зной. Красивая любовно-детективная интрига, затеянная очаровательной сотрудницей музея имени А.Чехова, загадка рукописей и дневников генерала, и сам молодой герой, втянутый в любовную авантюру, полную курьезов и адреналина… Все это напоминает своеобразный квест-охоту за мемуарами генерала. Это лишь одна из нескольких сюжетных линий романа.
Параллельно с этими картинками, Водолазкин погружает читателя в события первой мировой войны и гражданской войны, бои между белыми и красными…
Фигура генерала - это махина, глыба. Восхищает его история спасения 150 военных, размышления о сущности жизни и смерти. С недоверием отнеслась к тому факту, как белому генералу в нашей сталинской действительности удалось все же дожить до 80-х годов.
Я́ков Алекса́ндрович
Слащёв-Кры́мский
Образ генерала – собирательный. Его прототипом считается белый генерал Слащёв. Хотя сразу понять это невозможно. Одна моя читательница закончила читать книгу в полной уверенности в том, что генерал Ларионов – реальный исторический персонаж. А все потому, что на протяжении всего романа размышления автора сопровождаются парадоксальными ссылками на первоисточники:  на несуществующие труды несуществующих авторов – и что удивительно: со всеми библиографическими данными – по историковедению, культурологии, филологии...  Прием, граничащий с абсурдом. В этом проявился своеобразный не всем понятный «водолазкинский юмор».
У писателя особая ирония – интеллектуальная. Редкое сочетание комичности и фарса текущего времени с трагическими событиями гражданской войны столетней давности.
Вот несколько таких выдержек из романа.

***
«По колеблющейся сцене русской истории проследовал ряд лиц, сумевший довести все противоречия до крайнего уровня. Особое место среди них занял президент Б.Н. Ельцин, с точки зрения француженки, явно злоупотреблявший дирижированием. Успех берлинского выступления так вскружил ему голову, что ни о чем, кроемее дирижерской палочки, он с тех пор уже не думал».
 «Задумавшись в чеховском музее о смерти, он решил заказать себе похороны с музыкой. Это было единственным, что он мог себе позволить в области прекрасного».
                                            ***


***
 «Соловьев смотрел в бездонные глаза работника культуры. В них читалось глубокое знание культурной жизни города и готовность этим знанием делиться. Читалось сочувствие к судьбе генерала Ларионова и его окружения. Вместе с тем – и это выразилось в глубоком вздохе собеседницы Соловьева – влияние ялтинского горисполкома на судьбы человеческие имело свои границы».
***
                                               ***
«По уточненным данным, указом Н.С. Хрущева Крым был передан Украине. Следует отметить, что этот же вопрос в свое время привлек внимание генерала Ларионова. Присоединение к Украине произвело на него не меньшее впечатление, чем пуск троллейбуса…
– Русские, не жалейте о Крыме, – заявил он, сидя на молу майским днем 1955 года…
Публичные высказывания генерала были большой редкостью и вокруг него собралась целая толпа. Блеснув эрудицией, генерал вспомнил о том, что в разное время Крым принадлежал грекам, генуэзцам, татарам, туркам и т.д. И владычество их было по историческим меркам непродолжительным, все он оставили здесь культурный след. Касаясь русского следа, генерал короткими мазками обозначил впечатляющую панораму – от изысканных парков и дворцов до дамы с собачкой. Завершалось выступление по-военному четко:
– Как человек, оборонявший эти места, я говорю вам: удержаться здесь невозможно. Никому. Таково свойство полуострова».

Язык романа – музыка! Настоящее эстетическое удовольствие для книжных гурманов.
Вот – знойный Крым, солнечное вино и окутывающее Черное море…
***
«Почувствовав молочно-теплое прикосновение воды, Соловьев замер. Это было сравнимо с тем, что он испытал, впервые ощутив прикосновение губ Лизы Ларионовой… Сон смотрел на два легких водоворота у своих ног и чувствовал головокружение… Волны вокруг него теперь уже не кипели, а перемещались непостижимым внутренним движением, родственным, пожалуй, игре мышц под кожей. Море, бившееся за его спиной в пене и брызгах, здесь, в нескольких шагах от прибоя, не имело и следа этой истерики. Оно встречало Соловьева мощным ритмом подъема и опускания, спокойным любопытством глубины. Когда воды дошла ему до груди, он остановился. Соловьев не умел плавать».
***
«Вино потрясло Соловьева своими необычайными свойствами. И густотой, и букетом, оно напоминало ликер, но в то же время оставалось вином. Выпив его, Соловьев представил себе, каким было содержимое амфор. Он ощутил вкус нектара, о котором читал… в античных источниках. У молодого историка не оставалось сомнений: именно эта влага воспевалась древними. Именно она дегустировалась греческими богами в их редкие наезды в Северное Причерноморье».
***
Описание любовной сцены не содержит двусмысленности, все красиво, романтично, образно, интеллегентно недосказанно...
«Через секунду Зоины ноги сплелись за его спиной с неожиданной силой… такой энергии, гибкости и страсти в его жизни не было еще никогда. Никогда еще Соловьев не чувствовал такого безвластия над своим телом. Никогда еще образ лодки среди волн не был ему так близок. Этот образ был последним, что мелькнуло в соловьевской голове перед окончательным погружением в бездну. За внешней флегматичностью музейной сотрудницы скрывался ураган».
                                                ***
«В открытое окно врывался свежий утренний ветерок с ароматом можжевельника. Он смешивался с запахом их тел».
А вот Питер, с его улочками, набережными и темной Невой…
«Прибыв в Петербург, Соловьев понял, что наступила осень. Она отражалась в окнах Царскосельского вокзала, покрикивала голосами носильщиков, неслась по платформе забытой газетой. В дождь приход осени не был бы так очевиден. Но светило солнце, бессильное и бесповоротно осеннее».
Так и веет от страниц балтийской прохладой и знойным соленым бризом!
Под описание научной конференции в Керчи я просто кайфовала… «Генерал Ларионов как текст»: каково названьице-то, а? Это неповторимый шарж на «деятелей» науки: «научные умы» карикатурны, а их доклады кишат несуразностями.
***
«Тарабукин сделал паузу, и в зале стал слышен храп. Звуки были приглушенными, как дальний гром, но от этого не менее явственными. Академик Грунский, приложив ладонь ко лбу, смотрел на соседку по столу… Храпела действительно Байкалова… Храп был первоклассным – с рокотом на вдохе и свистом на выдохе. С перекатами, переливами, с жалобами и угрозами, задушевными вздохами и насмешкой… Беспощадный академик взял настольный микрофон, и обойдя на цыпочках стол, поднес его к самому носу сопредседателя. Зал сотрясся от громового раската. Храпевшая проснулась и ошалело посмотрела на протянутый академиком микрофон.
– Соблюдаем регламент, - сказала Байкалова непрочищенным голосом.
Жестом конферансье Грунский показал на Байкалову и вернулся на место».
Несмотря на внушительный объем описательного материала, Водолазкин то и дело подкидывает читателям неожиданные сюжетные повороты, зачастую просто абсурдные. В этом прелесть романа.
Конец книги непредсказуем: любовный треугольник, бегство из Крыма и поиски девушки, которую нелепый историк так легко отпустил.
Роман построен по излюбленной схеме Водолазкина: введение читателя в историю главных героев, представление конфликтов – любовного и духовного, попытка решения этих конфликтов и, конечно же, открытый финал… Здесь читателю самостоятельно приходится додумывать о дальнейшей судьбе историка Соловьёва, о его возлюбленной Лизе Ларионовой, о научном руководителе историка и, конечно же, о судьбе диссертации.
Книгу однозначно рекомендую. И хоть назвали ее "филологическим детективом", это хорошая культурологическая, историческая и эмоциональная встряска для среднестатистического читателя.
Я бы определила роман как постмодернистский-псевдоисторический-эротико-приключенческий-филологический. Так много в нем намешано. И каждый читатель может найти в романе то, что близко его мировоззрению и литературному вкусу.
И да. Мне особенно приятно в Год театра сообщить читателям, что театр "Современник" поставил одноименный спектакль по книге Е. Водолазкина. И сам автор присутствовал на премьере. Постановка Айдара Заббарова, сценическая версия романа Айдара Заббарова при участии Максима Разуваева.


«Времени нет, всё едино и всё связано со всем» - вслед за автором романа Евгением Водолазкиным режиссер Айдар Заббаров и другие создатели спектакля пускаются на сцене в интереснейшее размышление о том, что есть время, измеряется ли оно только прожитыми годами и жизнями, и в какой момент прошлое, переплетаясь с текущим моментом, становится не менее реальным, чем настоящее.
... Уже когда я закончила писать пост, нашла в ВК новость от Агнии Книгиной, которая поделилась ссылкой: Водолазкин и Яхина стали финалистами литературной премии"Большая книга". На этот раз победил роман "Брисбен". А у Гузель - вторая книга и вторая победа! "Дети мои"!
Друзья! читайте только хорошие книги! 

Отличных вам выходных, счастливого лета!!!
С первой пятницей лета Картинки Лето

18 комментариев:

  1. Ирина, Водолазкина я читала "Авиатор" и "Лавр". Мне очень понравились обе книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мне казалось, что я с вами уже давно знакома! Я в прошлом учебном году часто писала о своих внеурочных занятиях "Magic English". Я думала, что мы уже тогда с вами писали друг другу комментарии.

      Удалить
    2. Ирина, рада, что вам понравились книги. Водолазкин - сильный писатель) Еще
      "Брисбен" нужно прочитать) - книга тоже лауреат)
      Ирина, о ваших занятиях, к сожалению, не помню. Долго общаться мы не могли, "Пятнашке" всего-то 2 года... Но многих моих читателей знаю еще со времен "АРМАВИРОЧКИ", в крайнем случае - с проекта "ЧУВСТВО РОДИНЫ", который я вела, тут стаж побольше будет) Все относительно) И возможности, и память у людей разные, не стоит ожидать от них слишком многого)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина! Я тоже слежу за премией "Большая книга", там открываются новые авторы. Но а понравятся они читателям или нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмилочка, вы предвосхищаете мой следующий пост о книге-победителе, которая мне не понравилась. Или может, я слишком предвзято отношусь?) И я тоже стараюсь следить за нов нками, но покупаю все же по рекомендациям)

      Удалить
    2. Конечно, Ирина, я почитаю об этой книге... Чтобы не читать её, предостерегать читателей тоже нужно. Зачем тратить время и деньги.

      Удалить
  3. Пятница с тобой , Ирина, опять НЕСКУЧНАЯ!:)
    Совершенно не боюсь прослыть немодной и признаюсь смело: я ещё не читала Водолазкина. Пока не вдохновилась. Но после цитаты о флегматичной музейной работнице Зое... - непременно!..)))
    А если серьёзно, ты так обстоятельно всегда пишешь о прочитанном и при этом я доверяю твоему вкусу, что поддаюсь на твои отзывы) - Водолазкина внесла в список летнего чтения:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, я уверена ты в других вопросах, имеющих отношение к литературе, утрешь нос)
      И все еще впереди! Водолазкина все же почитай что-нибудь. Один из тех писателей, кто стОит литературной премии (у нас, к сожалению, не всегда так бывает...)
      "Солвьев и Ларионов" иногда много описаний содержит, и может показаться к каких-то местах занудным (ну, как Лев Данилкин отозвался)). но там столько всякой мешанины, что каждый найдет что-то себе по душе) Ты, несомненно, оценишь юмор писателя)

      Удалить
  4. Полностью а ЕГЭ и капитальном ремонта, так что о пятницах, выходных и отпуске пока не думаю, но так люблю бывать в Вашем блоге, Ирина Витальевна, где очень тепло, душевно и уютно. Спасибо за Ваши отзывы, коим я очень доверяю. не знаю, когда соберусь почитать, но список растет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Борисовна, тяжёлое сейчас время у выпускников и педагогов... Но тем радостнее будет СВОБОДА! Скорейшего отдыха, радостного настроения!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Люблю я Вашу "Нескучную пятницу"-всегда узнаешь что-то интересное. Вот и сегодня-книгу Водолазкина взяла на заметку, а читать буду в отпуске. Спасибо за рекомендацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, отпуск - это самая приятная пора, особенно летом. Она и меня скоро ожидает, прям не знаю с чего начать... Счастливого вам отдыха!

      Удалить
  6. Водолазкина читала "Лавр" и "Авиатор". Солоьвева с Ларионовым еще нет, в закладки положила.
    Как-то много у меня в закладках книг нынче, пора вытаскивать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой,Ир, с твоим таким активным образом жизни просто поражаюсь - и когда ты читать только успеваешь? Вообще нереально) Отличного отдыха!

      Удалить
  7. Ну что ж, читательские мечты пополнены... Вот кааааак выйду в отпуск, каааак начну читать! Спасибо, Ирина Витальевна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, на вашей замечательной дачке - гамак и книжка! Хотя я себе это плохо представляю, ведь вы - заядлая путешественница! Я вам желаю отличного летнего отдыха!

      Удалить
  8. Нина Дербак11 июня 2019 г. в 14:01

    Я пошла в библиотеку за Водолазкиным.
    дело не в том,что хочу быть современной��просто хочется почитать современных писателей. Так что буду следовать твоим рекомендациям,Иринка
    А то тут на днях взялась почитать ещё одного лауреата Большой книги Юрий Буйда" вор шпион и убийца"пока осилила страниц 50 после которых захотелось поспорить с автором чуть ли ни по каждому абзацу и просто посмотреть ему в глаза.
    Может это ещё потому,что в тех местах,которые он описывает в книге я прожила 25 лет и историю поселка и людей,живущих там знаю,и дружу с теми кто хорошо знал семью писателя...хотя.и манера повествования и способ изложения событий вызывают отторжение,даже если бы мне не были знакомы места,о которых говориться в произведении.попробую читать дальше,может мнение мое измениться...
    Ой,я тут о другом писателе прокомментировала..увлеклась.
    Обязательно,наду и почитаю Водолазкиным..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нинок, у нас есть "Вор, шпион и убийца") Но я еще не читала. Буйда знаком по роману "Стален" и впечатление скажем прямо, неоднозначное. Это интересно, когда читаешь о знакомых местах и знаешь окружение писателя. Во всяком случае, представляешь, какая среда влияла на его становление. И может больше понимаешь его. Потому что лично мне Юрия Буйду понять было сложно) Здорово, что поделилась!

      Удалить