Страницы

пятница, 5 апреля 2019 г.

Наш свет - театр, или Безумный день программиста Сережи

Похожее изображение
Радуюсь пятнице, как эта коняшка). Наконец-то выходные! Строим планы! И претворяем их в жизнь! 
Та-ак... Что там у нас сегодня? Гуляем по весеннему городу? Идем в кино? А, может быть в театр? Например, уже в знакомый нам Один театр?


Наверное, я снова и снова буду возвращаться в Один театр. Потому что там хочется бывать и хочется смотреть необычные вещи. И каждый раз театр разный. Вот думаешь – каким он встретит меня сегодня?
Напомню то, о чем уже писала здесь и здесь.
Один театр — это единственный в Краснодаре независимый профессиональный театральный коллектив. Основан актёрами Краснодарского академического театра драмы Арсением Фогелевым, Виталием Борисовым и Алексеем Мосоловым. За шесть лет существования сформировал собственную аудиторию и ни на кого не похожий репертуарный профиль. Сегодня в репертуаре – спектакли по произведениям А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, И. Бунина, В. Пелевина, М. МакДонаха, пьесам современных драматургов, авторские постановки.
В ожидании действа...
Я лишь простак, что извне приглашен
для сотворенья стороннего действа.
Белла Ахмадуллина
… С тех пор, как мы тут были в последний раз, интерьер немного изменился. Здесь часто все меняется в зависимости от времени года и новых премьер… Но никогда не меняется стиль лофт с элементами ретро и то атмосферно-праздничное настроение, которым театр встречает своих гостей.





 Меня порадовали полки и столы с книгами. Правда, книги были старые, и даже потрепанные, но это очень соответствовало заявленному стилю.

 Обстановка располагает к приятной беседе или чашечке кофе перед спектаклем...

 

Но наступает время, и мы покидаем уютное кафе и отправляемся в зрительный зал... А тут ... импровизированная сцена, или, вернее сказать, сценическая площадка, уже готова для действа... 

... И зрительный зал полон... 
НАЧИНАЕТСЯ!!!
Наш свет — театр; жизнь — драма...
«Мы вам посылку принесли. Только мы вам её не отдадим. И будем у вас в течение часа. Нет, вы не поняли, не приедем в течение часа, а будем у вас. В квартире, да. Кстати, давайте в «Города» поиграем? Нет уж, мы всё-таки поиграем. А если вдруг вы повеситься решите, мы вам поможем. Опыт есть».
В тот день шел спектакль «Сережа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова. Знаю, что спектакль прошел на многих сценах страны и отзывы о нем неоднозначные. К ним, этим самым отзывам, я еще вернусь.
Дмитрий Данилов
Дмитрий Данилов, известный в литературе как прозаик и поэт, драматургией занялся относительно недавно. На данный момент он автор трех пьес и одного оперного либретто.
Замысел «Сережи…» возник в тот момент, когда однажды простая разговорная фраза показалась Дмитрию Данилову двусмысленной и странной:
«Утром меня разбудил телефонный звонок: "Я курьер. Вам посылка. Вы дома? Можно подъехать?" Я отвечаю: "Дома. Можно". Он говорит: "Прекрасно! Я у вас буду в течение часа. Устраивает?" Я согласился. Разговор закончился, и я, все еще лежа в постели, подумал: какая интересная фраза – "Я у вас буду в течение часа". Это ведь можно по-разному понять. Было бы прикольно, если бы курьер приехал и как-то проник ко мне в дом, убедил бы, что его надо впустить, и сидел бы у меня в течение часа. Какая интересная коллизия! А еще лучше, если бы не один курьер одну посылку доставлял, а, например, трое. Целая бригада курьеров. И интересно, как на все это человек может реагировать. Так что к тому моменту, как курьер приехал, я уже фактически придумал пьесу. Осталось только додумать какие-то частности».
Так появился этот спектакль - спектакль театра абсурда.
Программисту Сереже звонят и сообщают о посылке на его имя. Курьеры говорят, что будут у него в течение часа. «Вы согласны?». Сережа согласен, хотя понятия не имеет, что за посылка и кто ее послал.
И вот появляются ОНИ. Таинственные, почти зловещие и, в чем парадокс, – смешные. 
Одеты во все белое, как бывает на особых режимных предприятиях, вроде атомных станций. Белые комбинезоны, даже бахилы на ногах – белые. И сидят у Серёжи в течение часа…
 Ему еще повезло: сотрудники некой Службы Доставки сообщают, что если кто-то соглашается на то, что у него будут в течение суток, то пребывание визитеров затягивается и на сутки.
А дальше маразм крепчает).
В Службе Доставки, как и во всех подобных структурах существуют жесткие правила и инструкции. И подобные невозмутимые сотрудники.
Около часа «курьеры», не отдавая посылки, играют с ничего не понимающим «клиентом» в города, балагурят, шутят, искрясь ну о-очень черным юмором, рассказывают страшные истории, 

перед уходом проникновенно поют хором.
Между делом намекают, что «города» начинаться должны непременно с Архангельска и что они всегда готовы к нештатным ситуациям. Вообщем, «помирать будешь – поверишь».

 И зритель уже догадывается, кто же на самом деле «очень тупой».
«ВТОРОЙ КУРЬЕР: В общем, приходим, приносим человеку какой-то пакет, документы какие-то, наверное. Он нам открывает, говорит: здравствуйте, проходите, пожалуйста, вежливый такой, а в комнате на люстре петля висит! Вешаться собрался! На люстре! К люстре веревку привязал! Вот хлипкий народец пошел, ничего не умеют, руки из жопы растут, даже повеситься толком не могут! Ну, помогли мы человеку.
СЕРГЕЙ: Что, из петли вытащили?
ВТОРОЙ КУРЬЕР: Да зачем же из петли?! Мы же человеку помочь должны! Человек вешаться собрался, а видно же, что не умеет, ни разу не вешался, наверное. Зачем же его из петли-то?! Надо же с душой к человеку подходить, помочь! Тем более, что в петлю-то еще залезть не успел. Хорошо, что не успел, а то рухнул бы вместе с люстрой с этой со своей. В общем, мы люстру аккуратно сняли, там в потолке крюк такой хороший, крепкий. Сделали петлю из нормальной веревки, как положено…
СЕРГЕЙ: У вас что, веревка с собой была?
ВТОРОЙ КУРЬЕР: Конечно, а как же? У нас все с собой. (Открывает большую сумку, достает оттуда большой моток толстой белой веревки; с лица Сергея слетает насмешливое выражение и появляется выражение ужаса) Веревка есть, всё есть.
СЕРГЕЙ: Ну, что дальше? Он повесился, тот человек?
ВТОРОЙ КУРЬЕР: Да он что-то передумал вешаться. Мы ему все подготовили, веревку к крюку привязали, даже табуретку с кухни принесли. А он такой: я пока не буду, я подумаю. Спасибо, говорит, что помогли мне. Да всегда пожалуйста. Наше дело – помочь. А там уж хозяин – барин. Может, так и не повесился. У нас время закончилось, мы ушли».
 Ни главный герой, ни читатели пьесы, ни зрители так никогда не узнают, что было в посылке.
И если в самом начале спектакля зритель хохочет над шутками, то в конце-то и начинается: «Непонятный конец! Что было в посылке?». Отвечу – разве это важно?
Автор, а вслед за ним и спектакль, оставляют простор для толкований: вся пьеса - это одни несостыковки и умолчания... Ясно только, что содержимое стандартного фанерного ящика не было безобидным. Иначе не стал бы бригадир курьеров вынимать из сумки посылку и ставить ее на пол со всеми возможными предосторожностями. Медленно, едва ли не затаив дыхание – словно сапер или специалист по работе с отравляющими веществами.
Да и сами курьеры – так ли обычны? И что за таинственная СЛУЖБА ДОСТАВКИ? Инопланетяне? Спецслужбы?
Что было в посылке, и кто ее отправил?
 Почему жена Сергея Маша заставляет его избавиться от посылки, в которой ЧТО-ТО ШЕВЕЛИТСЯ?? Каким тайным знанием она обладает? Почему Сережа спокойно и без вопросов выполняет ее требования, уносит посылку подальше от дома? (и моет руки тщательно, и ухо, которое к коробке прикладывал, - тоже…)
Градус безумия нарастает постепенно, но в конце снижается очень резко. Сережа ничего не понимает, никак не изменяется, не совершает никакого поступка. Мы видим, что Сережа и его жизнь как будто являются ареной борьбы неких таинственных сил, но сам он этого не осознает.
… Семья возвращается к обычной обыденной жизни…
Пьеса не предполагает никаких ответов, никаких посланий. Прослеживается только мысль автора: в жизнь любого человека в любой момент может ворваться НЕЧТО... Непонятное. Страшное. Фатальное... 
Обнаружена угроза...
"Внимание! Обнаружена угроза!
Объект: C:\Serozha
Угроза: модифицированные курьеры
Информация: очистка в течение часа невозможна"
Теперь о том, чего нет в пьесе. О том, что добавил к авторскому замыслу режиссер-постановщик Артем Акатов.
Кажется, безумный день в жизни компьютерщика закончен... Но закончен ли? Вот уставший муж делится с женой своими впечатлениями о странных гостях... И вдруг - голос программиста Сережи становится механическим голосом робота. А его любимая жена Маша, возможно, сама зараженная вирусом модифицированных курьеров, пытается  «умного... милого, хорошего» Сережу удалить как целую систему… 
... Еще один полет для фантазии и домысливания уже замысла режиссера. Возможно, это предупреждение о том, что всеобщая глобальная компьютеризация и «гаджетозация» опасна для человечества в целом… Возможно, это просто эффектный конец для додумывания, за которым – пустота… Одним словом - абсурд)
Спектакль-загадка, спектакль-абсурд, достаточно смешной, но с грустной иронией.
И тем не менее, спектакль понравился. Понравилась именно абурдность, иррациональность, нелогичность и необычность, простые, иногда до крайности тупые шутки плавно переходящие в черный юмор… А, может, иногда нужно впускать в нашу повседневную рутину немножечко безумия, чтобы отдохнуть душой, как мы отдыхаем в Одном театре?
Фотографы Анна Кравец,Наталья Милородова.
О, Театр! Чем он так прельщает,
В нем умереть иной готов,
Как милосердно Бог прощает
Артистов, клоунов, шутов.

Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
А театр - сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.

Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!

Валентин Гафт
Приятных вам выходных, дорогие мои читатели!
Похожее изображение

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
    Спасибо об интересном рассказе о необычном спектакле.
    Меня как-то больше прельщает классика, но вот такие (экспериментальные) действа тоже могут увлечь.
    Не знаю, захотелось ли бы мне посмотреть этот спектакль, но, наверное, при случае, возможно, и загляну сюда, просто чтобы почувствовать атмосферу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не поверите, Ирина Валерьевна, меня тоже прельщает классика. Причем, жесткая классика в виде оперы и витиеватых арий). Уже через пару дней после посещения этого театра андерграунда мы уже слушали чудесную музыку Минкуса и смотрели необыкновенно зрелищную "Баядерку") в музыкальном театре.
      Но и модерн тоже нравится. Как это совмещается - и для меня загадка)
      Замечательных вам выходных!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Спасибо за интересный рассказ о театре вашего города. В нём всё необычно: от названия и интерьера до спектакля. Право каждого театра ставить то, что они задумали.Право каждого зрителя смотреть то, что ему нравится.Абсурд встречается и в нашей жизни. Может потому что люди пытаются дистанцироваться и уйти от реальности.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, как это верно! В нашей жизни достаточно часто встречается абсурдные ситуации. И если спектакль позволяет забыть о проблемах и хорошо отдохнуть, зарядившись позитивом, почему нет? Мне было весело, и немножко необычно, задумалась о смысле я уже позже. И поняла, что смысла нет, или почти нет. Или есть только тот, который ты сам придумаешь и домыслишь. В этом необычность, интересное ощущение)
      Я желаю вам теплых душевных выходных!

      Удалить
  3. Как здорово, Ирина! У нас в Полысаево нет театра. И на гастроли никто никогда не приезжает. Поэтому мы и рада даже таким развлечениям, как Выставка Экзотических бабочек и Контактная Выставка Животных. Да и те посещают наш город раз в 100 лет.
    В этом году сразу две выставки одна за другой. Как-то неожиданно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина) Жаль, конечно, что у вас нет театра... Но знаете, несмотря, что он у нас под боком, бываем мы там отнюдь не так уж часто. В мегаполисе сумасшедшая жизнь, одни пробки на дорогах отнимают уйму времени. Я жила в маленьком городе Армавире и наслаждалась тишиной, природой и покоем. Захотела цивилизации вкупе с театрами, пожинаю все "прелести" мегаполиса (пробки, каменные джунгли, сумасшедший ритм жизни...). Удивительно, что живя в Армавире, я чаще бывала в краснодарских театрах, преодолевая 200 км. в одну сторону...
      Так что я вам немножко завидую, и скучаю по Армавиру... ПОЛЫСАЕВО ФОРЕВЕР!

      Удалить
  4. Ира, почему-то в связи с этим постом вспомнилось мое ощущение от Маркеса "Сто лет одиночества".
    Впервые наткнулась на такое, непонятное,нестандартно,но невероятно привлекательное самой это необычностью)
    Театр на то и театр,чтобы будить чувства,а не разжевывать и разъяснять жизнь)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, для меня сам Маркес - загадка)))
      Мне кажется, что основная проблема непонимающих и критикующих спектакль в том, что люди хотят конкретики в театре абсурда. А это как небо и земля, такое просто невозможно. Одна моя знакомая встретила мои впечатления о спектакле словами: "Я не смотрела спектакль, но читала пьесу. У меня один вопрос: "ЧТО БЫЛО В ПОСЫЛКЕ?". Ну какая в конечном счете разница? Главное, как понимаешь и чувствуешь это ты...
      Отличного субботнего вечера!

      Удалить
  5. Добрый день, Ирина Витальевна. Я давно читаю отзывы об этом спектакле, заинтересовал и анонс. Все собираюсь, но никак не выберусь. Немного позднее время смущает, или день не подходит. Но вот, думаю, что в апреле обязательно выберусь, тем более, что решила взять на работе кратковременный отпуск. Спасибо Вам за этот пятничный выпуск

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, к сожалению, почти все спектакли в этом театре начинаются поздно. А вы видели анонс? С 26 по 30 апреля опять приезжает Петербургский театр "VERTUMN", тот который представлял пьесу по Довлатову "Заповедная зона". Очень бы хотелось пойти...
      Я желаю вам впечатляющего отпуска!

      Удалить