Страницы

среда, 25 июля 2018 г.

Каждому времени – свой учитель Дымов

«…Она вновь обрела вкус к чтению и проводила долгие часы с книгой на своем любимом месте - на кушетке у окна. Берта выбирала книги без какого-либо плана, поскольку делала это по собственному желанию, а не по необходимости. Она находила удовольствие, чередуя разных по стилю авторов, получая разные ощущения от серьезности одного писателя и фривольности другого».
         Моэм Сомерсет «Миссис Кредок»

Наконец-то я дождалась заказанные по интернету книги, спасибо Читай-городу за это книжное богатство!
С какой бы начать? Риторический вопрос. Со всех сразу!
Когда я работаю, то зачастую читаю по три книги одновременно.  Просто ритм жизни сумасшедший, все успеть хочется. Но сейчас, в отпуске, можно и посмаковать… Сейчас дни дождливые, ночи прохладные, из окна веет свежестью и зеленью и так приятно взять в руки книгу и провести за чтением хорошей книги часок-другой…
«Вот этот совет, един в трех лицах: никогда не жалей о том, что уже нельзя изменить, никогда не думай о том, что больше не повторится, и, наконец, никогда не плачь о невозвратном».
   А книга и правда – хорошая. «Учитель Дымов» Сергея Кузнецова. Книга выпущена издательством АСТ под редакцией Елены Шубиной, которая собрала под своим «крылом» тех писателей, кто формирует нашу новую литературу: Захара Прилепина, Евгения Водолазкина, Алексея Варламова, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Михаила Шишкина. В 2012 году редакцию русской современной прозы выделили в отдельный бренд. Это тот случай, когда имя является гарантией качества.
Сергей Кузнецов – прозаик, журналист, культуртрегер. 
Творчество этого писателя уже давно и крепко вошло в современную русскую литературу. Его книги «Хоровод воды» (2010) и «Калейдоскоп: расходные материалы» (2016) признаны читателями и критикой, переведены на иностранные языки, а имя неизменно появляется в списках «Национального бестселлера», «Русского Букера», «Большой книги». Один из тех, кого принято считать основателями русского рунета, Кузнецов 
Вот и эта книга Сергея Кузнецова – финалист премий «Большая книга», «НОС». Роман-семейная сага о трех поколениях семьи Дымовых. О династии учителей. По словам самого автора этот роман «... о призвании, о следовании зову сердца. О жизни частного человека, меняющего мир малыми делами, который не хочет быть втянутым в грубую государственную игру. О мечте. О любви, которая бывает только одна в жизни. О родителях, ценность которых люди осознают, только когда они уходят». 
Женя, Женечка…
«Ясным зимним днем 1947 года трое молодых людей встретили свою любовь. Они были молоды, и впереди у них была жизнь, длинная и удивительная» 
                       С. Кузнецов
Действие происходит на протяжении без малого ста лет. Три поколения, три жизни, три судьбы. Здесь есть все: любовь, преданность, верность, ненависть, и снова – любовь. Много любви. Может в чем-то современному читателю непонятной или непонятой… Иначе как можно расценивать чувства Жени (Женечки, Женьки), которая всю жизнь любила мужа своей двоюродной сестры, старшего Владимира Дымова, и всю жизнь посвятила его семье? Отважная, преданная женщина была рядом, растила и воспитывала сына, а затем и внука Владимира и Ольги… Оберегала, помогала, отдавала всю себя без остатка.
Образ, конечно, очень спорный. Стоит ли жертвовать свой жизнью ради чужого мужа, чужих детей? При всем этом имея возможность создать собственную семью, любящего мужа и родить собственных детей? Ведь Гриша, друг ее юности и ученик Дымова, был влюблен в Женечку... А ведь она могла быть счастлива...
«Гриша вздыхает: – А я – жалел, много лет жалел. – И, помолчав, добавляет: – Пока не встретил Машу. И тут он оживляется, лезет в карман пиджака за бумажником, достает оттуда фотографию: – Вот, смотри, это мы с Машей, а это маленький Игорь, а вот это Женя, только что родился. Женя глядит на фото – старое, потертое, выцветшее. Молодая женщина прижимает к груди кулек, похожий на всех новорожденных сразу, мальчик лет пяти тянет ее за подол платья, а мужчина смотрит на них такими влюбленными глазами, что ни время, ни дефекты фотоэмульсии не сотрут эту любовь. У Жени внезапно щиплет в носу. «Чего это я так расклеилась?» – думает она, но уже знает ответ. Она только что поняла: у нее нет ни одной фотографии, где она была бы снята вместе с Володей и Олей. Женя задерживает дыхание, чтобы не расплакаться, и возвращает Грише фото. – Красивая у тебя Маша, – говорит она чужим, деревянным голосом, старается улыбнуться, но не может».
Но все дело в том, что каждый выбирает себе судьбу… И она выбрала… И пусть ее выбор меня удивляет, я понимаю: там, где любовь, бессмысленно спрашивать – «зачем?».
«Вот так и выглядит моя жизнь, думает Женя, поворачивая прочь от магазина: все, чего мне хотелось бы, – рядом, но недоступно. Либо за стеклом, либо по цене, которую я не могу уплатить».
Так и осталась Женя на всю жизнь у витрины. Смотреть, но не трогать. Быть просто рядом, а от того временами быть счастливой.
«Когда–то будущего было много — собственно, вся жизнь, но с каждым годом оно сжималось, как высыхающая губка, забытая в тёмном углу кухни, скукоживалось, как осенний кленовый лист, сжатый между страниц книги, пряталось в свою раковину, как испуганная улитка–высуни–рога, только тронешь, и — хоп! — уже нет, скрылась, завернулась в известковую спираль, только что было — а вот уже и нет».
Дымовы. Владимир
«Главная задача Кузнецова — показать право человека на выбор, меняющий его локальную историю при любом режиме: за три поколения в лоне вполне обычной советской семьи не взросли революционные идеи. Они всегда были рядом, но повседневная жизнь оказалась сильнее и ближе» 
                                Сергей Сдобнов
Богданов-Бельский Н. П.
Воскресное чтение в сельской школе.
Так же, как и Женя выбирала семью, мужчины Дымовы тоже выбирали – свой профессиональный путь. К учительству каждый из них приходит по-своему.
Владимир Дымов когда-то в юности хотел изменить мир. Но столкнувшись с произволом власти и репрессиями, решил не вмешиваться в политику и стал преподавателем химии в университете. По этой же причине он не захотел заниматься наукой, ему была ближе именно работа со студентами, которые его любят, приходят в гости за советом, и которые в будущем не оставят его сына и его самого.
Советские учителя 30-х годов 
«Наука – это интересно, – кивнул Володя, – но нам только кажется, что ученые меняют мир. А на самом деле мир меняют совсем другие люди – например, те, кто решает, как использовать наши открытия и изобретения».
Философию Володи-учителя можно выразить всего лишь одной его фразой:
«– Но ты их учишь химии?
– Я преподаю химию, а учу я – мыслить, потому что это единственное, чему можно научить».
Дымов – образец не только профессионала, но и честности. Владимир не стал помогать поступить в университет сыну, не поставил зачет по просьбе коллеги ее бестолковому племяннику. Думаю, в наше время эта честная принципиальность учителей старой закалки вызывает улыбку и непонимание. А жаль. Жаль, что ценности кардинально меняются.
Дымовы. Валера
«По отношению к государству следует держаться, как к огню: не слишком близко, чтобы не сгореть, и не слишком далеко, чтобы не замерзнуть»
                                                  Эзоп
Спортивный парад 60-е годы 
А что же его сын Валерка? После учебы загремел в армию, потом рванул в Москву и поступил в университет на факультет физического воспитания, чтобы работать преподавателем в школе.
И опять, так же, как и отец, он не сможет идти на поводу у власти, не сможет работать в госучреждении. Он уходит с работы, потому что далёк от общественно-политической жизни.
 «– Мораль в том, что в нашей стране честный человек не может избежать государства, но все время должен держать с ним дистанцию».
Он «уходит в подполье» в прямом смысле слова – чтобы давать частные уроки восточной гимнастики. В Советском Союзе доперестроечного периода явление неслыханное!
 «Буровский рассмеялся: – Люди андерграунда живут так, будто советской власти не существует, и занимаются чем хотят – как ты».
Новые веяния, мысли, образ жизни… В руки ему попадает эзотерический самиздат и Валерий теперь не Валерий, а «гуру Вал» – обучает йоге, практикует тантру.
Это станет жизнью Валеры. Затем новый бизнес, созданный им, – Центр духовного развития и его крах…  Но он справится.
«Сайт приносил небольшой, но верный заработок, но еще раньше, в тот самый момент, когда Женины сбережения и деньги, оставшиеся от продажи квартиры, почти закончились, появились какие-то бывшие ученики, сделавшие себе имя в бизнесе или политике. В их подношениях Валере были важны не столько деньги, сколько то, что, оглядываясь на свою жизнь, он мог сказать, что хорошо поработал: у него было немало учеников и многие до сих пор ему благодарны. Что может быть лучше для человека, которого называли гуру?»
Дымовы. Андрей
«Современные... герои оказываются среди демонстрантов на Болотной площади, участвуют в несвершившейся революции. Что она не свершилась, некоторые из героев жалеют. И здесь тоже возникает спор: что важнее — революция или теория малых дел?»
                                                Борис Соколов
Молодежь 1990-х 

 В девяностые сын Валерия и внук Владимира Андрей по глупости попадает в неприятные ситуации, связанные с наркобизнесом. Но вместо обычной для того времени дороги саморазрушения или бандитизма выбирает работу журналиста, а после понимает, что его призвание - преподавать детям русскую классику.
Молодежь 1990-х 
«Он хотел учить детей. Последние двадцать лет не было в России работы печальнее и унизительнее, чем учительство. Нищенские зарплаты девяностых, бесконечные и бессмысленные реформы двухтысячных… переквалифицироваться из журналистов в учителя – трудно найти выбор нелепее и жальче...
Да и есть ли вообще люди, которые уходят в учителя из журналистов, дизайнеров, маркетологов, из новых профессий, еще недавно модных и все еще высокооплачиваемых?».
Богданов-Бельский Н. П. Сельская школа 
Андрей продолжает «дымовскую» традицию аполитичности. Дымов-младший устраняется от участия в событиях на Болотной площади и уходит из столичного лицея в провинциальную школу. Потому что «… пока мы живем в такой большой стране, у нас не может быть безвыходных ситуаций. Из любой найдется выход – уехать в другое место, унести свою ситуацию с собой и там, на новом месте, найти выход, которого не было здесь»
Мои самые РАЗНЫЕ впечатления
«Семидесятые, восьмидесятые, девяностые и нулевые кристаллизованы и засахарены в его романе с такой щемящей ясностью и достоверностью — вплоть до третьестепенных бытовых деталей, словечек и эмоций — что со временем «Учитель Дымов» имеет неплохие шансы превратиться в важный исторический источник по позднесоветской и постсоветской истории».
                                            Галина Юзефович
Да, Сергей Кузнецов умеет чувствовать время, страну в этом времени и людей в этой стране. Умеет видеть и описывать тончайшие связи между людьми, чувствовать время – и прошлое, и будущее, и настоящее.
В книге прослеживается вся история страны практически от Октябрьской революции и до митингов на Болотной. Но ни одно из событий не выходит на передний план. Человек, отношения, преподавание. Характеры и чувства, встречи и расставания, взросление и старость… Семейная история – история страны. История тысячи семей, близкая нам. Может, поэтому книга близка многим читателям.
И хоть сам сюжет семейной истории прост, бесхисростен и традиционен, основная идея книги мне нравится – НЕ участвовать, НЕ состоять, НЕ вмешиваться, но в то же время найти ту тонкую грань, чтобы сохранять нейтралитет по отношению к власть имущим и заниматься любимым делом.
Я прочла книгу с интересом, но нельзя сказать, что она меня захватила. Есть книги, от которых не могу оторваться, читаю по ночам, использую для чтения каждую свободную минуту. Но «Учитель Дымов» не из их числа.
Возможно, было больше ожиданий после отзывов коллег и блогеров. Возможно, мне не хватило в книге глубины.
По сути, я «не привязалась» ни к одному персонажу. Это «мелькание героев», и даже, как мне показалось, некоторая их схематичность. Возможно потому, что книга жанра семейной саги в три поколения (а если считать и родителей Володи – в четыре) не может помещаться на четырехстах страницах: ну только в ущерб содержанию. Ну, я так думаю :)
Перескакивание писателя с одного сюжета на другой, из одного временного периода в другой, от одного героя к другому… И постоянное «заглядывание в будущее».
Вот только молодые и счастливые Женечка и Оленька радуются переезду в Куйбышев и сразу же – восьмидесятилетняя Женя беседует с Андреем. Причем читатель и не подозревает, что Андрей – внук Дымова, потому что отец Андрея, Валера, по сюжету еще и не родился…
И так весь роман. «Она умрет через девять месяцев, в конце декабря».
Эти авторские приемы мне очень мешали воспринимать книгу как единое целостное и цельное произведение. 
... Но, несмотря на эти недостатки (прошу учесть – это только мое субъективное мнение!), в целом книга понравилась. К прочтению - рекомендую! 
... А у меня книга Сергея Кузнецова займет достойное место на полке в книжном шкафу.

ПРИЯТНОГО ЛЕТНЕГО ОТДЫХА С КНИГОЙ!!!

Картинки по запросу летний отдых с книгой анимационные картинки

29 комментариев:

  1. Такой подробный отзыв о понравившейся мне книге! Ирина Витальевна, я вновь пережила те эмоции, которые обрушились на меня во время чтения. А ведь прочитала я "Учителя Дымова" месяц назад. Соглашусь с Вами: мне тоже не хватило именно глубины саги, но роман в общем понравился. Достойное место занял и в моей библиотеке. Его уже прочитал муж (и ругал Женьку), теперь будет читать мама.
    А впереди "Дети мои" - отличное чтение. Буду ждать отзыв))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Николаевна! Да, книга вообщем-то не разочаровала, хотя прочла "без фанатизма". От Гузель Яхиной пока не знаю чего ждать, уж очень меня зацепила "Зулейха...". Но, думаю, раз это была первая книга писательницы, то вторая должна выдержать эту высокую планку. Уже начала читать...

      Удалить
  2. Дымова прочитала с удовольствием.Спасибо,что еще раз напомнила)
    "Дети мои" готова перечитать)
    культуртрегер - посмотрела в Википедии. педагог, учитель, цивилизатор, миссионер, человек, который работает для взаимопроникновения и взаимообогащения культур. Не знала)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, для меня тоже новая слово. Спасибо за рекомендации в ЧУМотеке!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Витальевна! Не слышала о таком, спасибо, очень интересно! Женечку не понимаю, сердце сжимается от жалости, боли и возмущения. Если получится, обязательно прочитаю, спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женечку трудно, конечно, понять... Но эта героиня всю жизнь чувствовала себя нужной - сначала сестре и Владимиру, затем их сыну, внуку...
      Когда умерла ее сестра Оленька, я думала: "Может, хоть под конец жизни женщина обретет счастье с любимым"... Так нет же - Владимира Дымова парализует... и Женя ухаживает за ним, недвижимым, и она же его хоронит... Такая судьба.
      Спасибо за интерес, за комментарий, Светлана!

      Удалить
  4. Спасибо за знакомство с интересными книгами. К сожалению, я не читала. Я тоже сегодня в блоге рассказываю о недавно прочитанной книге. Приглашаю в гости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, мы в одно время друг другу писали комментарии :)
      Хорошо, когда чтение в удовольствие!

      Удалить
  5. Ирина, доброго летнего дня! А меня сразу зацепила цитата С.Моэма-люблю книги этого автора. "Дымова" пока не читала, не уверена, что буду читать. "Зулейха" оставила неоднозначное впечатление, даже после прослушивания аудио книги. Книгу подарила подруга. У каждого читателя свои пристрастия, да? Спасбо, Ирина, за подробный рассказ-информативно, интересно, заставляет подумать) А я занимаюсь перечтением рассказов Ю. Нагибина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже люблю Моэма, Ирина. Ну, конечно же - у всех свои вкусы и предпочтения - все мы разные!!! И о "Дымове" я свое только мнение написала, и о "Зулейхе"... Спасибо за откровенность - очень ценю!

      Удалить
    2. Ира, мне нравится читать книжные посты, узнаю новое, сравниваю впечатления. И это очень-очень хорошо , на мой взгляд, когда не только "за", но можно подискутировать(при желании!)

      Удалить
    3. О, Ирин, это было бы идеально, когда подискутировать можно) Но хотя бы поделиться впечатлениями о прочитанном - тоже дорогого стОит )

      Удалить
  6. Не читала, но с удовольствием прочитаю "Учителя Дымова", Ира! Спасибо за рекомендацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня... Можно так? "Учитель Дымов" сейчас перекочевал к Наташе Волковой, а если захочешь - дам почитать). Вообще моя книга - по желанию для всех краснодарцев! Профессия такая! :-)

      Удалить
    2. Ира, профессия-замечательная! Всё больше склоняюсь к поиску "Учителя Дымова..."

      Удалить
  7. Отличный отзыв на книгу. Очень обстоятельный. Внесла роман в список для чтения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, мне кажется педагогу нужно прочесть, ведь книга о профессии и призвании учителя! Приятного чтения!

      Удалить
  8. Ирина Витальевна, добрый вечер. Надо же, пост начинается с цитаты Сомерсета Моэма. Мне нравится его проза, перечитала практически все. Некоторые произведения несколько раз!
    Спасибо за Ваш отклик об "Учителе Дымове", буду читать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, а я думаю - заметили ли вы или нет - на фото с книгами на книжной полке стоит статуэтка со слониками, которую вы мне подарили на встрече блогеров, когда я впервые там появилась... Уже переехала на другую квартиру и ХРАНЮ!!!
      Моэм - тоже в любимых)

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Витальевна!Спасибо за отзыв.)Читать буду, но когда?Пока не знаю...Есть книги, к которым надо подготовиться)А на это годы уходят иногда.Не очень-то мне тоже симпатичны аполитичные.Да, каждый должен заниматься своим делом.Но как можно быть равнодушным к тому, что делается на твоих глазах?!Или это своеобразный тихий протест?НЕУЧАСТИЕ.Не понимаю.А образ Женечки мне напомнил Соню из "Войны и мира".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В книге в разных случаях НЕучастия выражалось по-разному. Старший Дымов просто хотел сохранить семью и не попасть в лагеря, как сложилась судьба его репрессированного брата. Валерий просто ушел из школы, чтобы не вступать в ряды партии, не выступать на партийных собраниях. Ему, с задатками андерграунда, это все было чуждо.
      Андрей уехал в провинцию, считая, что участие его учеников в политических событиях на Болотной площади преждевременно для нестойкого детского организма и отсутствия четкой и взрослой идеи за что бороться. Вообщем, конечно, чтобы понять героев, нужно читать книгу, а не мой отзыв :)
      Насчет аполитичности вообще... Да, в наше время трудно уклониться от противоестественных актов власти, но возможно. Да, и зачастую мы с вами НИЧЕГО не решаем, а решают как раз те, кто эти законы создает. Ну, это мое мнение)
      О Женечке. Насколько я помню, у Толстого Соня – вроде и хорошая, и добрая, и трудолюбивая... Но - правильная до оскомины...
      Это человек, который живет, руководствуясь правилами, а эти правила не позволяли Соне любить другого, даже если он женился. Такая перфекционистка. Кроме того "...Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы..."
      Не чувственная, не ласковая, не греющая, никакая. Николай "...восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее..." Вот Соня, при всей ее внешней привлекательности и внутренней правильности, оказалась бесполезной для всех.
      А Женечка... Ну, почитаете - узнаете )
      Спасибо за ваше мнение, Наталья Борисовна!

      Удалить
  10. "Не чувственная, не ласковая, не греющая, никакая".
    Не совсем согласна с такой характеристикой героини.Она "примирилась с своим назначением пустоцвета".( Просто обстоятельства (мы прекрасно знаем о них), в которых оказывается героиня, вынуждают её отказаться от своего личного счастья.И Николай, и княжна Марья помнят об этом ("Он просил княжну Марью быть ласковою и доброй с его кузиной. Графиня Марья чувствовала вполне вину своего мужа; чувствовала и свою вину перед Соней..."). И в жизни ведь так бывает: кому-то - всё, а кому ... .
    "...оказалась бесполезной для всех".
    Не поняла, что Вы имели в виду.) Соня ухаживает за старой графиней, ласкает и балует детей в доме Николая. Нисколько не сомневаюсь в том, что Женечка - другая.Просто в судьбах героинь, как мне показалось (могу и ошибаться, потому как еще не читала книгу Кузнецова), есть некоторые похожие моменты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бесполезной - без внутреннего тепла, я это имела ввиду. Ухаживает за графиней - да. Из благодарности и чувства долга. Но не по велению души. Эта "правильность", долг, обязанность заставляют идти на жертву в случае с Николаем. Хотя, отказываясь от Николая, она втайне надеется, что его брак с княжной Марьей будет невозможен после выздоровления князя Андрея.
      Никакая - без индивидуальности. Я думаю, не может быть человек таким правильным, как представлена Соня, он должен быть живым, с кучей жизненных ошибок. Что-то Толстой ее сильно обеднил...
      Наталья Борисовна, а знаете, у меня была подруга в школьные годы, которая также заступалась за Соню, выдвигая те же аргументы и совсем не понимала Наташу. Мы с ней много спорили :). Вот сейчас вспомнилось...
      Спасибо вам за мнение, рада "услышать", рада, что спорим, и хотелось бы, чтобы все отзывы о книгах были вот такими - спорными, неравнодушными, со своими взглядами.

      Удалить
  11. Ирина Витальевна, а ведь это единственно верное: "еСЛИ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, ТО НЕ ВОЗНИКНЕТ ВОПРОСА "ЗАЧЕМ?". Я не прочитала пост до конца - очень "многабукаф", как пишет современная молодежь в интернете, но - записала в свой список "будущих книг" это произведение. Со своей стороны, рекомендую книгу о судьбе нескольких поколений одной семьи, русской дворянской интеллигенции - Ирина Головкина (Римская-Корсакова) "Лебединая песнь".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за рекомендацию, дорогая Наташенька! Эту тему - дворянства - я люблю!

      Удалить
  12. Дочитал роман С.Кузнецова "Учитель Дымов". Сначала думал, что это редкий сегодня роман о школе. Но про школу там там появляется в конце и не вдохновляюще: "Последние двадцать лет не было в России работы печальнее и унизительнее, чем учительство. Нищенские зарплаты девяностых, бесконечные и бессмысленные реформы двухтысячных… переквалифицироваться из журналистов в учителя – трудно найти выбор нелепее и жальче...».
    В общем, история интеллигентной семьи в трех поколениях на сломе исторических эпох. Мне всегда была интересна такая литература. Хотя книга показалась мне какой-то беглой, что ли. Такое впечатление, что автору при переходе к современной эпохе уже хотелось поскорее закончить роман. Поэтому безусловно трогают образы старших Дымовых, а рядом с младшими мелькают какие-то личности, чаще темные, что я в конце концов даже запутался, в каких отношениях с главными героями они состояли.
    Да еще столько мыслей героев, созвучных моим сегодняшним. Так же, как и я сегодня, пытаются выгородить себе личное пространство, работать не замечая Советской, а потом и постсоветской власти, стремятся "жить не по лжи", защищая свое повседневное пространство, в котором царят любовь и забота друг о друге, от чуждой идеологии, и ищут некий "баланс между свободой и деньгами" в дни сегодняшние.
    Все стараются свести контакты с государством к минимуму ("в нашей стране честный человек не может избежать государства, но все время должен держать с ним дистанцию"), как и я, живущий в последние годы путинской эпохи "поднятия с колен" по принципу: с государством - не более, чем это неизбежно. "Не состоять и не привлекаться". И герои романа постоянно куда-то сбегают ("пока мы живем в такой большой стране, у нас не может быть безвыходных ситуаций. Из любой найдется выход – уехать в другое место, унести свою ситуацию с собой и там, на новом месте, найти выход, которого не было здесь"), то ли действительно от государства, то ли от себя самих. Словом, от жизни. Общественной. В частную.
    Но с тезисом «никогда не жалей о том, что уже нельзя изменить, никогда не думай о том, что больше не повторится, и, наконец, никогда не плачь о невозвратном» я не согласен. К восточной философии и эзотерике, в отличие от героя романа, я равнодушен. И я же историк. Когда рассказываю урок, хотя бы силой воображения и мысли хочется "переделать" изучаемую эпоху, "поплакать" по ее ушедшим героям и поразмышлять с учениками о возможностях ее повторения.
    Но, честно говоря, приход младшего представителя Дымовых в обычную провинциальную школу, смахивающий на исход народников 19 века в земские учителя, показался мне, падагогу, притянутым за уши, потому что "школа - это всегда часть государства". Не убеждает: может и хорошо работать мужику в современной российской школе, если у него, как у героя романа, ни семьи, ни детей и московская квартира в аренде. Такой, знаете ли, дауншифтер. Впрочем, чем закончится "школьный роман" Андрея Дымова, мы не узнаем. Ведь книга, как я заблуждался, вовсе не о школе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр! Очень рада вашему отзыву и новому читателю блога! Простите, что отвечаю не сразу - была в отъезде.
      Ваши мысли созвучны с моими, я ведь тоже писала о схематичности образов Дымовых (младшее поколение имея ввиду). Согласна, что "теория аполитичности", выдвинутая писателем, актуальная и сейчас, мне тоже очень симпатична идея жить так, чтобы "Не состоять и не привлекаться", но наверное, это не каждый сможет, во всяком случае из тех, кто работает в таком госучреждении, как школа, ну во всяком случае, это должен быть человек очень сильный и самодостаточный, я так думаю...
      По поводу притянутости за уши того факта, что Андрей ушел в провинциальную школу... Ну мне тоже так подумалось поначалу, но все-таки он был молод, не лишен романтизма, и как вы точно заметили, имея солидное материальное подспорье...
      Да, книга не о школе, наверное, и слово "учитель" тут имеет совсем не школьный смысл, а трактуется более широко, жизненный наставник, старший друг.
      Кстати, я думала, что книга Гузель Яхиной о школе, ведь в ней рассказывается о русском немце-учителе, живущем в Поволжье. Оказывается - тоже - НЕТ! но книга Яхиной мне понравилась больше, я о ней еще напишу.
      Спасибо за подробный отзыв и ваше мнение, Александр!

      Удалить
  13. Соня оказалась бесполезной? Ни и Ну! Не дала сбежать безумной Наташе! Спасла всю Семью от страшного позора. Всю жизнь служила и прислуживала достаточно властной хозяйке Ростовой, да и в дальнейшем была почти прислугой в доме счастливых молодых Ростовых! Не могла ярко выразить свои эмоции: да не смела, будучи то воспитанницей, по другому - приживалкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, каждый воспринимает роман по-своему. Думаю, что не от несмелости, а от пустоты и бедности духовной. Но я рада вашему мнению! Спасибо!

      Удалить