Страницы

суббота, 7 октября 2017 г.

Чтоб рождался театр без времен и границ...

Послепятничное…
Тиканье настенных часов  напоминает о том, что скоро начало рабочей недели... Не печальтесь: еще целый вечер впереди! 
И давайте снова проведем его в Одном театре. 
Только вчера мы побывали на поэтическом вечере Поэзия ребят «раскуражила», раззадорила, и захотелось «продолжения банкета» J новых впечатлений и эмоций. И мы еще раз попадаем в зрительный зал. На этот раз - на спектакль. Ведь сегодня на сцене Пелевин! 

О курятнике и морали
Ух ты мать...
        моя родная!
Пьеска —
ничего себе...
Сюжетец —
      нету крепче…
    Маяковский В.
Наши места - на диванчике рядом со "сценой". 
"Сцена" - это с натяжкой. Скорее, площадка для театрального действа. И не единственная. Актеры свободно перемещаются по зрительному залу, располагаются у самой двери в ожидании выхода на сцену...  Кулис нет вообще. Это уничтожает все барьеры между актерами и зрителями. И кажется, что и ты в водовороте событий и их непосредственный участник. Ощущение - непередаваемое...

Теперь о Пелевине и его книге. Как я и ожидала, в репертуаре такого неординарного театра будет подобный автор. Автор, который позиционируется как «самый известный и самый загадочный писатель своего поколения».
Автор, у которого реальность переплетена с фантасмагорией, герои сюрреалистичны, мораль философски закручена, а сюжет динамичен. Один театр и Пелевин, в моем понимании, понятия близкие, чуть ли не родственные. Спектакль и книга, которые трогают, переворачивают сознание, заставляют думать, смеяться, грустить, сопереживать...
Для тех, кто читал книгу "Затворник и Шестипалый", сюжет не нов, но ведь здОрово посмотреть постановку и интерпретацию режиссера. 
А кто не читал… Им я просто завидую! Посмотреть такой замечательный «думающий» спектакль раньше, чем прочесть книгу – это не менее интересно! Например, мою дочь посещение театра вдохновило и подвигло к прочтению книги. И я думаю, подобных зрителей Одного театра найдется еще много.
Спектакль без декораций и костюмов, что вполне ожидаемо для модернистского театра. Только некие "подручные средства". 

Но именно это самое отсутствие навязанных зрителю готовых картинок на сцене и позволяет постановщикам фантазировать, актерам – самовыражаться, а зрителям оголяет пространство для воображения.
Впечатляет анонс, он же лейтмотив всего спектакля, цитата из книги: «Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае».
В основе пьесы – философская притча, главными героями являются два цыпленка-бройлера, живущие на птицефабрике имени Луначарского: изгнанный из социума Шестипалый и странствующий философ Затворник. Причем, в спектакле эта притча еще более философская, чем у Пелевина: философские аспекты превалируют, социальные чуть притушены… Ну, это на мой первый взгляд.
Куриный социум выгоняет Шестипалого   за его непохожесть на других. Затворник же «затворяет» себя сам, предаваясь медитации и размышлениям. Высшая цель Затворника – осмысление некоего загадочного явления под названием «полёт». Затворник верит: освоив полёт, он сможет увернуться от ножа и вырваться за пределы вселенной комбината. Мечта – дело заразительное. "Товарищи по несчастью" начинают мечтать вместе. Мечтают, переживая куриный «решительный этап», разногласия с социумом. И даже – звездную славу.

Пронзительно грустная история, в то же время заставляющая смеяться. Потому что юмор в спектакле по-пелевински неподражаем. Юмор, доведенный до абсурда. По словам критиков - «беззвучный дзенский смех», хорошо прочувствованный режиссером.
Лететь? Легко!
И он, свободный,
ору о ком я,
человек –
придет он,
верьте мне, верьте!
     Маяковский В.
Пьеса необыкновенно позитивная. Потому что «Мы живы до тех пор, пока у нас есть надежда, ... А если ты ее потерял, ни в коем случае не позволяй себе догадаться об этом. И тогда что-то может измениться».
Пьеса кому-то подсказывающая путь. Путь полета. Потому что лететь, как оказалось, удивительно легко.
Я думаю, спектакль понравится даже консервативному зрителю. Потому что в нем – вся наша жизнь. И пелевинские аллегории просматриваются легко и четко. Куриный социум – это самый что ни на есть – человеческий.
Ярое стремление тупоголовых птиц пробиться к кормушке – это борьба за власть и за "место под солнцем" в современном мире.
«— Всегда поражался, — тихо сказал Шестипалому Затворник, — как здесь всё мудро устроено. Те, кто стоит близко к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что всё время помнят о желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появится щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство.
— Что ж, не нравится? — спросил сбоку чей-то голос.
— Нет, не нравится, — ответил Затворник.
— А что конкретно не нравится?
— Да все».
Философские рассуждения о сущности любви, о свободе личности, об индивидуальности в толпе – это ли не мы сами?
«– Слушай, Затворник, ты всё знаешь — что такое любовь?
– … Я тебе вряд ли объясню. Это можно только на примере. Вот представь себе, что ты упал в воду и тонешь. Представил? … А теперь представь, что ты на секунду высунул голову, увидел свет, глотнул воздуха и что-то коснулось твоих рук. И ты за это схватился и держишься. Так вот, если считать, что всю жизнь тонешь — а так это и есть, — то любовь — это то, что помогает тебе удерживать голову над водой…».
... Просто идите в театр. Смотрите спектакль и наслаждайтесь действом, языком, пластикой, мыслью, иронией. И вспоминайте Пелевина.
Режиссёр: Алексей Мосолов.
Режиссёр по пластике: Артём Акатов.
Хореография: танцевальная компания "Воздух".
Музыкальное оформление: Артём Маров.
Художник по свету: Алексей Савинов.
Художник визуальных эффектов: Павел Подоляк.
За фортепиано Борис Борисов.
В спектакле заняты: Артём Акатов, Михаил Золотарёв, Татьяна Башкова, Евгений Женихов, Дарья Женихова, Михаил Хмыз, Иван Чиров, Богдан Медведь, Богдан Галась, Оксана Гуренко, а также студенты факультета театрального искусства КГУКИ.

К нам приходит познанье,
Как тягостный груз
Вне логических схем.
Из отобранных слов,
Как тяжёлый туман
И свинцовая пыль
Из разодранных диких болезненных снов.
И собрать воедино
Из хаоса тьмы
Светлый мир
В бесконечном межзвёздном пути
По крупицам,
По зёрнам,
По каплям воды.
Видит бог,
Ради этого
Стоит идти.
 Игорь Древалёв

Дорогие друзья!
Читайте хорошие книги, смотрите хорошие пьесы!
Удачной всем рабочей недели!
И помните - трудно только первые пять дней!
А затем снова наступает ПЯТНИЦА!!!



Источники:
Группы ВК: Один театр 

26 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Витальевна!
    Люблю театр. Люблю классику и модернизм. Люблю вообще, когда можно раствориться в действии, почувствовать себя одним из "тех".
    Меня только смутило, что Вы выложили в блог такие большие "куски" представления. По-моему, это запрещено. Нужно получить специальное разрешение. Или нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это в традиционном театре нельзя снимать, Ирина Валерьевна. Перед спектаклем нам сказали, что снимать можно, только не использовать вспышку и не выкладывать во время спектакля в соцсети - это мешает актерам.
      Я думаю, что если видеосюжеты интересные, то это только разогревает интерес читателей. Ведь сколько еще осталось за кадром! И встреча с крысой, и общение с "богами", и многое другое!
      Спасибо за комментарий!

      Удалить
    2. Да-да, разогревает, Ирина Витальевна. Спасибо. Скоро отпуск, планов много, но вот после... Обязательно схожу в этот театр.

      Удалить
    3. Вот и хорошо, что РАЗРЕШЕНИЕ ПОЛУЧЕНО, значит не будет никаких недоразумений по поводу публикации в блоге. Просто я уже неоднократно сталкивалась с тем, что видеосюжеты и картинки блокируются, без всякого предупреждения. Просто исчезают и всё. Если кто-то заявляет авторские права.
      Кстати, у меня вообще был казус: разместила как-то свои фотографии на своей страничке в "Одноклассниках", чтобы участники конкурса (со всей России) смогли скачать себе понравившиеся фотографии (мы так договорились)
      В этот же день, в блоге было опубликовано сообщение об этом конкурсе с наиболее удачными фотографиями.
      Каково же было моё удивление (негодование), когда через некоторое время все фотографии исчезли из блога, а на их месте появилась надпись "собственность одноклассников". Вот так. МОИ фотографии оказались чужой собственностью...

      Удалить
    4. Да, Ирина Валерьевна, случай анекдотичный :) Надеюсь, с этим постом будет все нормально)

      Удалить
  2. Как здорово, если есть возможность ходить театр хоть иногда! Пока я училась в Кемерово, постоянно с подружкой посещала драмтеатр им. Луначарского. А сейчас уже 100 лет такой возможности нет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, мы жили в Армавире, там был единственный театр, но все равно мы умудрялись иногда ездить в Краснодар на спектакли. Все зависит от желания.
      Но в провинции свои прелести...

      Удалить
  3. Прочитала про ваш театр, Ирина, прочитала комментарий у Ирины Михайловны... И сама себе позавидовала!))
    У нас в городе, небольшом, я считаю, - не больше 100 тысяч, есть свой театр. И довольно известный в театральных кругах! Его первый режиссер был основоположником Международного фестиваля "Театр на ладони", российского "Театральные ладушки". Сейчас по Брэдбери аншлаги. Тоже сцены как таковой нет, актеры среди зрителей могут прохаживаться)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлан, вам повезло! Не каждый город имеет известный театр, тем более - небольшой! Брэдбери интересно было бы посмотреть на сцене )

      Удалить
  4. Спасибо, Ира, за подробный рассказ! Много слышала о театре, но еще ни разу не была. С такого спектакля стоит начать знакомство с театром.
    P.S. С радостью присоединюсь к вашей театральной компании:))

    ОтветитьУдалить
  5. Анна Анатольевна, я думаю пора планировать блогерский выход в театр)
    Первая пьеса-дебют - "Невеста", о ней очень хорошие отзывы. "Прогон" - это спектакль без слов. Задала ваш вопрос в группе в ВК. Еще позвоню Юрию Наумову. Сообщу вам)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тогда и я с удовольствием присоединюсь, если только это не совпадет с моим отъездом. Я буду рада приглашению

      Удалить
    2. Я поддерживаю блогерский поход в театр. Обязательно напишите, когда это будет.

      Удалить
    3. Я наверное сделаю отдельный пост и предложу варианты, раз желающих много. Так будет легче)

      Удалить
  6. Ирина Витальевна, спасибо за развернутый ответ на мой вопрос!))) А если серьезно, то как раз нечто подобное я и предполагала, когда спрашивала. Интересно было узнать и увидеть. "Затворник и Шестипалый" пока не читала, но уже подумываю заполнить этот пробел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, почитайте обязательно. Я у Пелевина не все люблю, но эта вещь просто гениальна :)

      Удалить
  7. Ирина Витальевна, здравствуйте! На одном дыхании прочитала Ваш пост... Когда-то я была театралкой - знала репертуар наших театров, благо, что в Омске их немало. Согласна, что было бы желание - а время, средства найдутся. Но как стало тяжко себя на развлечения подвигнуть. Но на такой спектакль я бы сходила! Вы так заразительно рассказали, да ещё и видео... Спасибо Вам!!! А эту книгу Пелевина я даже не читала. Срочно разыскать!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, я представляю какой сильный театр в Омске! При всем всем своем принятии модерна очень люблю оперу, чистую классику. Я сейчас погуглила - у вас много нестандартных театров: авторский, молодежный, топ и даже Литературный театр. И музыкальный тоже есть... Вы счастливые!
      "Затворника" прочтите, вещь совсем небольшая и емкая по смыслу.

      Удалить
  8. Вот бывают такие парадоксы - популярный Пелевин не идет у меня...не читается. Как - нибудь нужно будет еще подход сделать)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, да у меня тоже не сразу пошло чтение... Своеобразный писатель. На пике был в начале 90-х. Сейчас наблюдается некоторый спад интереса к его творчеству. Мой брат прогнозирует, что к Пелевину лет так через 20-30 еще вернутся и будут читать и будут цитировать. Как Булгакова сейчас.

      Удалить
  9. Ирина Витальевна, спасибо большое за пост!Впечатлена!Ничего подобного пока(пока!) у нас не встречается) С Пелевиным проблемы и у меня))Но, думаю, временные.А в театр хоть сейчас)) Но вот только все сцены (а их три!и в разных городах) в радиусе 70-80 км))О Самаре уж и не мечтаю: еще дальше -200 км.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, отсутствие театра (или вернее один единственный в городе) и я ощущала, когда в Армавире жила. Но иногда тоже за 200 км в Краснодар ездила. В оперу и драматический... Тогда день был просто праздничным). Спасибо за комментарий, Один театр стоит внимания и такой высокой оценки, правда )

      Удалить
  10. Ирина, в этом театре(спасибо за видео!) необычно всё, начиная от костюмов актёров и музыкального сопровождения. С творчеством Пелевина знакома с 90-х :"Омон Ра", "Чапаев и Пустота"...непростое чтение , на мой взгляд. А вот спектакль вдохновил на поиск этой книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, рада, что познакомились с нашим Одним театром. Он очень популярен среди молодежи особенно. Пелевин - да-а, и я его читала с трудом. Но у нас в библиотеке большой спрос на него. Одна из последних книг «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», вот ее у нас еще нет, а читатели спрашивают. Не знаю, осилю ли... :)
      Ирин, я вам очень рада!

      Удалить
  11. Спасибо, что меня цитируете. Низкий поклон.

    "В старом парке" - так называлась театральная студия, в которой я начинал.

    Это стихи песни, моего гимна, приношения этой студии, которой нет уже много лет.

    Но писал я, когда она еще жила.

    Вам еще низкий поклон, земной, за любовь к театру. Будьте счастливы. И спасибо еще раз за цитату.

    Верно так:

    СТАРЫЙ ПАРК

    Под рукой трава
    Вся белым бела,
    И тверда как сталь.
    Или это снег
    Перепутал век,
    Стебельки примял.

    Или так всегда
    Вьюги да ветра
    Свой сужают круг.
    Если б знать наперёд
    Свой черед или взлёт,
    Если б выверить срок на отсчёт...

    В перекрестьях дней
    Небо всё мутней,
    Всё тревожней мгла.
    Но от века век
    Кто-то брал разбег,
    Расправлял крыла.

    И пришёл наш час
    Принимать огонь
    От далёких звёзд
    И его уберечь
    От пурги и свинца
    И его пронести до конца.

    Это наш Старый Парк
    Через холод и мрак
    Зашумел листвой.
    Это мы напролом
    Через тяжкий бетон
    Молодой корой.

    Чтоб нести на ветвях
    Не за жизнь,
    Не за страх
    Светлое тепло.
    И огромный мир
    С голосами птиц,
    С цветом первых трав и зарниц.

    И сплавлялись мы
    Месяцы и дни
    Тяжело порой.
    Уходили те,
    Кто слабел в пути,
    Кто мельчал душой.

    И кусали мы
    Губы до крови
    И молчали врозь.
    Но уже опалён
    Этим вечным огнём
    Каждый жест,
    Каждый звук -
    Мы дойдём.

    Чтоб рождался Театр
    Вне времён и границ,
    Вне интриг и лжи.
    Каждый жест и звук
    Через злобу вьюг
    До глубин души.

    Чтобы даже на миг
    Не сбивался стих
    На елейный лад.
    Да не дай нам Бог
    Льстивых фраз и нот,
    Да избавь от безверья полёт...

    К нам приходит познанье
    Не с ветхих страниц,
    А с обугленных трупов
    И визга турбин,
    Из стволов,
    Изначально смотрящих в висок,
    Из разбросанных по ветру
    Судеб и дней,
    Под которыми всё-таки бьётся росток.

    К нам приходит познанье,
    Как тягостный груз
    Вне логических схем,
    И отобранных слов.
    Как тяжёлый туман
    И свинцовая пыль
    Из разодранных, диких, болезненных снов.

    И собрать воедино
    Из хаоса тьмы
    Светлый мир
    В бесконечном межзвёздном пути
    По крупицам,
    По зёрнам,
    По каплям воды...
    Видит Бог,
    Ради этого стоит идти.

    Игорь Древалёв

    ОтветитьУдалить
  12. Игорь, рада видеть ваш комментарий в блоге. Хорошие стихи украшают пост, а ваши стихи - крутые, правда, меня впечатлили. Спасибо за творчество!

    ОтветитьУдалить